Влияние нейрокоррекционной программы на развитие функций второго блока мозга у детей с ОНР дошкольного возраста
Аннотация
Цель исследования дипломной работы - выявление влияния нейропсихологической коррекционно-развивающей программы на функции 2-го блока мозга у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
В рамках проведенного исследования были использованы теоретический, диагностический, коррекционный и статистический методы. В качестве методик были использованы Комплексная компьютерная нейропсихологическая диагностика, разработанная в УРФУ им. Б.Н. Ельцина, под руководством С.Ю. Киселева на кафедре клинической психологии и психофизиологии, и нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, основанная на методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В первой главе “Общее недоразвитие речи” представлены взгляды отечественных авторов на проблемы данного речевого расстройства, рассмотрены само понятие, причины возникновения ОНР, характеристика основных уровней, а также особенности формирования функций 2-го блока мозга у детей с ОНР.
Во второй главе “Современные подходы в работе с детьми с общим недоразвитием речи” представлены различные подходы к диагностике и коррекции речевого расстройства.
В третьей главе “Экспериментальное исследование влияния нейропсихологической коррекционно-развивающей программы на функции 2-го блока мозга у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста” представлено описание исследования, испытуемых, использованных диагностической и коррекционной программ. А также
результаты статистической обработки полученных данных и их обсуждение.
В результате проведенной работы было выявлено, что данная нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа оказывает влияние на функции 2-го блока мозга у детей с ОНР дошкольного возраста. Однако достоверные изменения произошли не во всех когнитивных функциях. Программа оказала позитивное влияние на развитие слухоречевой памяти (способности к запоминанию и воспроизведению вербализуемых стимулов), зрительного гнозиса (способности восприятия зрительных стимулов в условиях шума), номинативной функции речи (способности к называнию различных частей тела) и зрительнопространственных представлений (способности к зрительнопространственному восприятию и перешифровке информации).
В рамках проведенного исследования были использованы теоретический, диагностический, коррекционный и статистический методы. В качестве методик были использованы Комплексная компьютерная нейропсихологическая диагностика, разработанная в УРФУ им. Б.Н. Ельцина, под руководством С.Ю. Киселева на кафедре клинической психологии и психофизиологии, и нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, основанная на методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В первой главе “Общее недоразвитие речи” представлены взгляды отечественных авторов на проблемы данного речевого расстройства, рассмотрены само понятие, причины возникновения ОНР, характеристика основных уровней, а также особенности формирования функций 2-го блока мозга у детей с ОНР.
Во второй главе “Современные подходы в работе с детьми с общим недоразвитием речи” представлены различные подходы к диагностике и коррекции речевого расстройства.
В третьей главе “Экспериментальное исследование влияния нейропсихологической коррекционно-развивающей программы на функции 2-го блока мозга у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста” представлено описание исследования, испытуемых, использованных диагностической и коррекционной программ. А также
результаты статистической обработки полученных данных и их обсуждение.
В результате проведенной работы было выявлено, что данная нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа оказывает влияние на функции 2-го блока мозга у детей с ОНР дошкольного возраста. Однако достоверные изменения произошли не во всех когнитивных функциях. Программа оказала позитивное влияние на развитие слухоречевой памяти (способности к запоминанию и воспроизведению вербализуемых стимулов), зрительного гнозиса (способности восприятия зрительных стимулов в условиях шума), номинативной функции речи (способности к называнию различных частей тела) и зрительнопространственных представлений (способности к зрительнопространственному восприятию и перешифровке информации).