Влияние нейрокоррекционной программы на развитие функций третьего блока мозга у детей с ОНР
Аннотация
Цель дипломной работы исследование влияния нейропсихологической коррекционно-развивающей программы на функции третьего блока мозга у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В рамках проведенной работы были использованы теоретический, диагностический, статистический методы, а также формирующий эксперимент. В качестве методик были использованы: компьютерная версия комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста и нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, основанная на методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В первой главе «Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста» были представлены основные сведения об общем недоразвитии речи: понятие, рассмотрены существующие классификации, описаны уровни и сопутствующая симптоматика, этиология ОНР, современные подходы к системе построения сопровождения дошкольников с нарушениями речи. Также были рассмотрены особенности развития третьего блока мозга у детей с ОНР в дошкольном возрасте.
Во второй главе «Нейропсихологический подход в коррекции и развитии детей» были описаны методологические основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте, подробно рассмотрены общие принципы и этапы коррекции. Было проведено сравнение нейропсихологического коррекционного-развивающего подхода, разработанного А.В Семенович, который составляет основу нейрокоррекционной программы, представленной в экспериментальной части, с подходом, разработанным Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. А также описана нейропсихологическая коррекция третьего функционального блока мозга.
В третьей главе «Экспериментальное исследование влияния нейрокоррекционной программы на функции блока регуляции и контроля у детей с ОНР» представлены данные об участниках исследования, описан диагностический метод, используемая в исследовании нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, результаты статистической обработки полученных данных и их обсуждение.
Результаты статистического анализа данных показали, что нейрокоррекционная программа оказывает эффективное влияние на развитие и коррекцию компонентов третьего функционального блока мозга, таких как способность к двигательной устойчивости, поддержания внимания в условиях повышенных отвлекающих стимулов и способность к переключению в условиях графической деятельности. Однако на развитие прочих компонентов блока регуляции и контроля проведенная программа достаточного влияния не оказала.
В рамках проведенной работы были использованы теоретический, диагностический, статистический методы, а также формирующий эксперимент. В качестве методик были использованы: компьютерная версия комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста и нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, основанная на методе замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В первой главе «Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста» были представлены основные сведения об общем недоразвитии речи: понятие, рассмотрены существующие классификации, описаны уровни и сопутствующая симптоматика, этиология ОНР, современные подходы к системе построения сопровождения дошкольников с нарушениями речи. Также были рассмотрены особенности развития третьего блока мозга у детей с ОНР в дошкольном возрасте.
Во второй главе «Нейропсихологический подход в коррекции и развитии детей» были описаны методологические основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте, подробно рассмотрены общие принципы и этапы коррекции. Было проведено сравнение нейропсихологического коррекционного-развивающего подхода, разработанного А.В Семенович, который составляет основу нейрокоррекционной программы, представленной в экспериментальной части, с подходом, разработанным Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. А также описана нейропсихологическая коррекция третьего функционального блока мозга.
В третьей главе «Экспериментальное исследование влияния нейрокоррекционной программы на функции блока регуляции и контроля у детей с ОНР» представлены данные об участниках исследования, описан диагностический метод, используемая в исследовании нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа, результаты статистической обработки полученных данных и их обсуждение.
Результаты статистического анализа данных показали, что нейрокоррекционная программа оказывает эффективное влияние на развитие и коррекцию компонентов третьего функционального блока мозга, таких как способность к двигательной устойчивости, поддержания внимания в условиях повышенных отвлекающих стимулов и способность к переключению в условиях графической деятельности. Однако на развитие прочих компонентов блока регуляции и контроля проведенная программа достаточного влияния не оказала.