Влияние недоношенности на развитие нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста

Татарчук Анастасия Михайловна

Аннотация


Исследование было посвящено развитию нейрокогнитивных
функциий недоношенных детей дошкольного возраста.
В качестве методики исследования была использована компьютерная программа "Чебурашка", разработанная на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ, под руководством Киселёва С.Ю., на основе Луриевской батареи тестов, а также субтестов методики NEPSY.
Всего в исследовании приняли участие 19 человек. 7- недоношенных
детей, и 12 - доношенных. В первой главе "Особенности развития недоношенных детей" рассмотрены основные причины преждевременных родов и их распространённость, уделено внимание возможным нейродеструктивным изменениям и психическим последствиям для развития недоношенного ребёнка, описана оказываемая медицинская помощь, в целях сохранения жизни новорождённого. Во второй главе "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста" описаны особенности развития базовых нейропсихологических факторов, важность своевременного выявления нарушения их формирования, для проведения дальнейшей нейропсихологической коррекционной работы с ребёнком. Рассмотрены особенности генеза психических функций у детей дошкольного возраста.
В третьей главе "Экспериментальное исследование развития
нейрокогнитивных функций у недоношенных детей дошкольного возраста" даётся описание экспериментальной и контрольной групп, характеристика используемых нейропсихологических проб в компьютерной программе "Чебурашка", а также представлены данные и выводы по проведённому исследованию.
В результате проделанной работы, при помощи статистического
анализа были обнаружены отставания, связанные с работой
II функционального блока мозга, таких психических функций, как: память на лица, тонкая моторика пальцев и зрительно-пространственное восприятие.
Статистический анализ не выявил достоверных различий в
функционировании I и III блоков мозга между экспериментальной и
контрольной группой. Однако проведённый качественный анализ даёт право утверждать, что недоношенные дети имеют в своём развитии отставание в общей и избирательной неспецифической активации мозга, а также в функции осуществления регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.