Личностное развитие инвалидов по зрению
Аннотация
Цель исследования дипломной работы - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у инвалидов по зрению.
В первой главе знакомимся с теоретической базой по теме работы. Проводим Теоретический обзор научной литературы по проблеме личностного развития инвалидов по зрению, представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на проблему Особенности развития инвалидов при нарушениях зрения. Были рассмотрены особенности формирования самооценки людей с нарушениями зрения. Во второй подробно рассматривается инструментарий. Нами были использованы теоретический, психодиагностический и статистический методы. В качестве методик были использованы тест на самоуважение (методика шкала М. Розенберга), методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, тест экспрессдиагностика уровня самооценки личности, опросник измерения уровня притязаний В.Н. Гербачевского. Для обработки данных был применен критерий Манна-Уитни.
В третьей главе проводится интерпретация полученных результатов.
В результате проведенной работы было выявлено, что Личностное развитие инвалида по зрению происходит по тем же объективным законам, что и развитие нормально видящего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип индивидуального развития.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе — адекватную самооценку, не нашла своего подтверждения.
В первой главе знакомимся с теоретической базой по теме работы. Проводим Теоретический обзор научной литературы по проблеме личностного развития инвалидов по зрению, представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на проблему Особенности развития инвалидов при нарушениях зрения. Были рассмотрены особенности формирования самооценки людей с нарушениями зрения. Во второй подробно рассматривается инструментарий. Нами были использованы теоретический, психодиагностический и статистический методы. В качестве методик были использованы тест на самоуважение (методика шкала М. Розенберга), методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, тест экспрессдиагностика уровня самооценки личности, опросник измерения уровня притязаний В.Н. Гербачевского. Для обработки данных был применен критерий Манна-Уитни.
В третьей главе проводится интерпретация полученных результатов.
В результате проведенной работы было выявлено, что Личностное развитие инвалида по зрению происходит по тем же объективным законам, что и развитие нормально видящего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип индивидуального развития.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе — адекватную самооценку, не нашла своего подтверждения.