ВЛИЯНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НА ФУНКЦИИ БЛОКА РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
К дипломной работе на тему «Влияние нейрокоррекционной программы на функции блока регуляции и контроля у детей дошкольного возраста».
Выполнена студенткой группы УГИ-625301, факультета клинической психологии и психофизиологии Уральского Федерального Университета
Ясюкович Надеждой Николаевной.
Актуальность.
В настоящее время имеется недостаточное количество исследований, де-монстрирующих влияние развивающих нейрокоррекционных программ на специфические механизмы работы мозга, в частности на функции третьего блока мозга у детей старшего дошкольного возраста, несмотря на су-ществование ряда развивающих нейрокоррекционных программ, осно-ванных на таких методиках, как методика А.В. Семенович по принципу замещающего онтогенеза и методика, разработанная Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, Э.Г. Симерницкой, Ю.В. Микадзе и Н.К. Корсаковой, опирающаяся на развитие слабого звена путем вынесения данного звена вовне и дальнейшую его интериоризацию, Уточнение влияния на специфические функции способствует адекватному выбору коррекционной программы. Видится важность соответствия нейрокоррекционного воздействия с диагностированными трудностями.
Несформированность этого блока лежит в основе большинства синдромов дизонтогенеза и в значительной степени обуславливает трудности обучения и поведения ребенка.
Целью исследования является выявление эффективности нейрокоррекционной программы, построенной по методу замещающего онтогенеза, на развитие функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: функции блока регуляции и контроля у детей 5–6 лет.
Предмет исследования: влияние нейрокоррекционной программы, построенной по принципу замещающего онтогенеза, на функции блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) провести литературный обзор по теме работы;
2) провести нейропсихологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной методики, разработанной под руководством С.Ю. Киселева;
3) провести курс нейрокоррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ эффективности нейрокоррекционной программы для развития кинетического фактора и фактора регуляции и контроля у детей 5 и 6 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что нейрокоррекционная программа, построенная по принципу замещающего онтогенеза, способствует развитию функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовался следующий комплекс методов:
I. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
II. Методы сбора эмпирической информации:
Комплексная компьютерная нейропсихологическая диагностическая методика «Чебурашка», разработанная на кафедре психофизиологии и психофизики УрФУ.
III. Коррекционные методы:
Развивающая коррекционная программа, построенная по принципу замещающего онтогенеза.
Контингент исследования. Лонгитюдное исследование проводилось на выборке детей подготовительных групп МАДОУ № 524 г. Екатеринбурга. В тестировании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков. В экспериментальной группе 70% детей имеют диагноз ОНР 3 уровня (общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией — тяжелое нарушение речи), 30% — ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией); 80% детей из данной группы посещали логопедические коррекционные занятия в период эксперимента. В контрольной группе у 40% детей диагностировано ОНР 3 уровня и у 60% — ФФНР; 70% детей из контрольной группы посещали логопедические коррекционные занятия.
Работа состоит из девяносто двух страниц которые включают в себя: титульный лист, содержание, введение (стр. 3), три главы (стр. 6-60), заключение (стр. 61), список использованной литературы (стр. 64) и два приложения (стр. 65-92).
Первая глава посвящена теоретическому анализу структурно-функционального развития мозга ребенка. В ней дается общая характеристика онтогенеза мозга ребенка, описываются этапы развития лобных долей мозга.
Во второй главе рассматриваются принципы нейропсихологической диагностики, факторный анализ. Также представлены принципы нейрокоррекции, рассматривается специфика построения коррекционной программы, ориентированной на передние функции мозга. Проводится сравнение нейрокоррекционных программ.
Во третьей главе представлены ход и результаты исследования выявления эффективности нейрокоррекционной программы, построенной по методу замещающего онтогенеза, на развитие функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста. Здесь описываются методы исследования, анализируются результаты исследования по двухфакторному дисперсионному анализу, представлены его выводы.
Выполнена студенткой группы УГИ-625301, факультета клинической психологии и психофизиологии Уральского Федерального Университета
Ясюкович Надеждой Николаевной.
Актуальность.
В настоящее время имеется недостаточное количество исследований, де-монстрирующих влияние развивающих нейрокоррекционных программ на специфические механизмы работы мозга, в частности на функции третьего блока мозга у детей старшего дошкольного возраста, несмотря на су-ществование ряда развивающих нейрокоррекционных программ, осно-ванных на таких методиках, как методика А.В. Семенович по принципу замещающего онтогенеза и методика, разработанная Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, Э.Г. Симерницкой, Ю.В. Микадзе и Н.К. Корсаковой, опирающаяся на развитие слабого звена путем вынесения данного звена вовне и дальнейшую его интериоризацию, Уточнение влияния на специфические функции способствует адекватному выбору коррекционной программы. Видится важность соответствия нейрокоррекционного воздействия с диагностированными трудностями.
Несформированность этого блока лежит в основе большинства синдромов дизонтогенеза и в значительной степени обуславливает трудности обучения и поведения ребенка.
Целью исследования является выявление эффективности нейрокоррекционной программы, построенной по методу замещающего онтогенеза, на развитие функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: функции блока регуляции и контроля у детей 5–6 лет.
Предмет исследования: влияние нейрокоррекционной программы, построенной по принципу замещающего онтогенеза, на функции блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) провести литературный обзор по теме работы;
2) провести нейропсихологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной методики, разработанной под руководством С.Ю. Киселева;
3) провести курс нейрокоррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ эффективности нейрокоррекционной программы для развития кинетического фактора и фактора регуляции и контроля у детей 5 и 6 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что нейрокоррекционная программа, построенная по принципу замещающего онтогенеза, способствует развитию функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовался следующий комплекс методов:
I. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
II. Методы сбора эмпирической информации:
Комплексная компьютерная нейропсихологическая диагностическая методика «Чебурашка», разработанная на кафедре психофизиологии и психофизики УрФУ.
III. Коррекционные методы:
Развивающая коррекционная программа, построенная по принципу замещающего онтогенеза.
Контингент исследования. Лонгитюдное исследование проводилось на выборке детей подготовительных групп МАДОУ № 524 г. Екатеринбурга. В тестировании приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков. В экспериментальной группе 70% детей имеют диагноз ОНР 3 уровня (общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией — тяжелое нарушение речи), 30% — ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией); 80% детей из данной группы посещали логопедические коррекционные занятия в период эксперимента. В контрольной группе у 40% детей диагностировано ОНР 3 уровня и у 60% — ФФНР; 70% детей из контрольной группы посещали логопедические коррекционные занятия.
Работа состоит из девяносто двух страниц которые включают в себя: титульный лист, содержание, введение (стр. 3), три главы (стр. 6-60), заключение (стр. 61), список использованной литературы (стр. 64) и два приложения (стр. 65-92).
Первая глава посвящена теоретическому анализу структурно-функционального развития мозга ребенка. В ней дается общая характеристика онтогенеза мозга ребенка, описываются этапы развития лобных долей мозга.
Во второй главе рассматриваются принципы нейропсихологической диагностики, факторный анализ. Также представлены принципы нейрокоррекции, рассматривается специфика построения коррекционной программы, ориентированной на передние функции мозга. Проводится сравнение нейрокоррекционных программ.
Во третьей главе представлены ход и результаты исследования выявления эффективности нейрокоррекционной программы, построенной по методу замещающего онтогенеза, на развитие функций блока регуляции и контроля у детей старшего дошкольного возраста. Здесь описываются методы исследования, анализируются результаты исследования по двухфакторному дисперсионному анализу, представлены его выводы.