Особенности речевого развития детей раннего возраста перенесших ишемический инсульт
Аннотация
На сегодняшний день актуальность данной темы возрастает в связи с увеличением числа детей, перенесших ишемический инсульт в раннем возрасте. Также она обусловлена разносторонностью эпидемиологических, клинических и лабораторно – инструментальных данных о течении и исходах ишемических инсультов у детей, несвоевременностью оценки факторов риска ишемических инсультов в детском возрасте и недостаточно отработанными методами терапевтической тактики острого периода и этапа динамического наблюдения детей. Все вышеперечисленное и послужило основанием для выполнения данного дипломного исследования. В работе представлены результаты исследования речевого развития детей раннего возраста перенесших ишемический инсульт.
Гипотеза исследования – предполагается, что дети, перенесшие ишемический инсульт в раннем возрасте имеют отставание в речевом развитии. Характеристика выборки: Исследование проводилось на базе лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития при департаменте психологии в Уральском Федеральном университете имени первого Президента России Б.Н.Ельцина. В исследовании участвовали дети в возрасте от 9 до 14 месяцев.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики:
1) Методика «МакАртур» – это тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты. Для детей в возрасте от 8 до 18 месяцев включительно;
2) Поведенческая методика «Шкалы развития Н. Бэйли» – языковая шкала (подтесты «Экспрессивная» и «Рецептивная» коммуникация).
По результатам проведённого исследования были получены следующие выводы:
1) По результатам методики «Шкалы развития Н. Бэйли» выявились достоверные различия по языковой шкале в подтесте «Рецептивная коммуникация» между экспериментальной (дети, перенесшие ишемический инсульт) и контрольной группой.
2) По результатам методики «МакАртур» достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой в таких компонентах речевой деятельности, как пассивный словарный запас, активный словарный запас, понимание фраз, коммуникативные жесты, имитация и называние не выявились.
3) По языковой шкале в подтесте «Экспрессивная коммуникация» методики «Шкалы развития Н. Бэйли» между исследуемыми группами детей достоверных различий также нет.
Из этого следует, что данное исследование поспособствовало провести комплексную диагностику речи у детей, перенесших ишемический инсульт. Также оно позволило понять, что дети перенесшие ишемический инсульт в раннем возрасте имеют особенности в развитии и свой индивидуальный темп.
Важность результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы и в научной и в практической деятельности психолога. Это происходит потому, что полученные в ходе эксперимента знания могут создавать теоретические представления об особенностях развития речевых функций детей, принёсших ишемический инсульт.
Гипотеза исследования – предполагается, что дети, перенесшие ишемический инсульт в раннем возрасте имеют отставание в речевом развитии. Характеристика выборки: Исследование проводилось на базе лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития при департаменте психологии в Уральском Федеральном университете имени первого Президента России Б.Н.Ельцина. В исследовании участвовали дети в возрасте от 9 до 14 месяцев.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики:
1) Методика «МакАртур» – это тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты. Для детей в возрасте от 8 до 18 месяцев включительно;
2) Поведенческая методика «Шкалы развития Н. Бэйли» – языковая шкала (подтесты «Экспрессивная» и «Рецептивная» коммуникация).
По результатам проведённого исследования были получены следующие выводы:
1) По результатам методики «Шкалы развития Н. Бэйли» выявились достоверные различия по языковой шкале в подтесте «Рецептивная коммуникация» между экспериментальной (дети, перенесшие ишемический инсульт) и контрольной группой.
2) По результатам методики «МакАртур» достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой в таких компонентах речевой деятельности, как пассивный словарный запас, активный словарный запас, понимание фраз, коммуникативные жесты, имитация и называние не выявились.
3) По языковой шкале в подтесте «Экспрессивная коммуникация» методики «Шкалы развития Н. Бэйли» между исследуемыми группами детей достоверных различий также нет.
Из этого следует, что данное исследование поспособствовало провести комплексную диагностику речи у детей, перенесших ишемический инсульт. Также оно позволило понять, что дети перенесшие ишемический инсульт в раннем возрасте имеют особенности в развитии и свой индивидуальный темп.
Важность результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы и в научной и в практической деятельности психолога. Это происходит потому, что полученные в ходе эксперимента знания могут создавать теоретические представления об особенностях развития речевых функций детей, принёсших ишемический инсульт.