Влияние нейропсихологических развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста
Аннотация
Дипломная работа посвящена исследованию влияния
нейропсихологических развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является важным этапом когнитивного развития детей, в течение которого происходит созревание базовых механизмов мозговой деятельности и формируются все высшие психические функции. Кроме того, данный период является периодом наибольшей пластичности мозговых структур, а следовательно, наиболее
благоприятным для развития когнитивных функций посредством
специальных методик. В связи с этим актуальным является проведение исследований, конкретизирующих и расширяющих уже имеющиеся представления о развитии конитивных функций в дошкольном возрасте.
Целью работы является выявление влияния нейропсихологических
развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного
возраста.
Объект исследования – нейрокогнитивные функции детей. Это - память, речь, внимание, интеллект, выполнение целенаправленных действий (праксис) и целостное восприятие действительности (гнозис).
Предметом дипломной работы является влияние развивающих занятий
на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста.
В качестве метода исследования для оценки уровня развития
когнитивных функций была использована компьютерная версия
комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста, разработанная на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ. Нейропсихологическое тестирование представлено в виде компьютерной игры, где ребенку предлагается пройти несколько заданий. В процессе проведения тестирования программой фиксируются как количественные, так и качественные показатели выполнения проб.
Для проведения развивающих нейропсихологических занятий с детьми из экспериментальной группы была выбрана методика А.В. Семенович, где занятия построены по принципу замещающего онтогенеза.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том,
что развивающие занятия, основанные на методе замещающего онтогенеза, оказывают влияние на развитие нейрокогнитивных функций детей
дошкольного возраста.
Для исследования было сформировано две выборки типично
развивающихся детей в возрасте от 4 до 5 лет. Группы были выравнены по полу и возрасту. Средний возраст на момент тестирования составил 4 года и 7 месяцев. Численность каждой выборки – 9 человек (семь девочек и два мальчика). Исследование детей проводилось на базе двух дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга.
Для выявления влияния развивающей нейропсихологической
программы на нейрокогнитивные функции у детей был проведен
двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, где в качестве первого фактора выступает группа, а в качестве второго – повторное измерение нейрокогнитивных функций. Результаты показали достоверные различия по успешности выполнения некоторых проб.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что методика
оказывает избирательный эффект на развитие нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель, поставленная в дипломной работе, достигнута, а
также в ходе написания дипломной работы были конкретизированы и
расширены уже имеющиеся представления о развитии когнитивных функций дошкольного возраста.
нейропсихологических развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является важным этапом когнитивного развития детей, в течение которого происходит созревание базовых механизмов мозговой деятельности и формируются все высшие психические функции. Кроме того, данный период является периодом наибольшей пластичности мозговых структур, а следовательно, наиболее
благоприятным для развития когнитивных функций посредством
специальных методик. В связи с этим актуальным является проведение исследований, конкретизирующих и расширяющих уже имеющиеся представления о развитии конитивных функций в дошкольном возрасте.
Целью работы является выявление влияния нейропсихологических
развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного
возраста.
Объект исследования – нейрокогнитивные функции детей. Это - память, речь, внимание, интеллект, выполнение целенаправленных действий (праксис) и целостное восприятие действительности (гнозис).
Предметом дипломной работы является влияние развивающих занятий
на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста.
В качестве метода исследования для оценки уровня развития
когнитивных функций была использована компьютерная версия
комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста, разработанная на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ. Нейропсихологическое тестирование представлено в виде компьютерной игры, где ребенку предлагается пройти несколько заданий. В процессе проведения тестирования программой фиксируются как количественные, так и качественные показатели выполнения проб.
Для проведения развивающих нейропсихологических занятий с детьми из экспериментальной группы была выбрана методика А.В. Семенович, где занятия построены по принципу замещающего онтогенеза.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том,
что развивающие занятия, основанные на методе замещающего онтогенеза, оказывают влияние на развитие нейрокогнитивных функций детей
дошкольного возраста.
Для исследования было сформировано две выборки типично
развивающихся детей в возрасте от 4 до 5 лет. Группы были выравнены по полу и возрасту. Средний возраст на момент тестирования составил 4 года и 7 месяцев. Численность каждой выборки – 9 человек (семь девочек и два мальчика). Исследование детей проводилось на базе двух дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга.
Для выявления влияния развивающей нейропсихологической
программы на нейрокогнитивные функции у детей был проведен
двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, где в качестве первого фактора выступает группа, а в качестве второго – повторное измерение нейрокогнитивных функций. Результаты показали достоверные различия по успешности выполнения некоторых проб.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что методика
оказывает избирательный эффект на развитие нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель, поставленная в дипломной работе, достигнута, а
также в ходе написания дипломной работы были конкретизированы и
расширены уже имеющиеся представления о развитии когнитивных функций дошкольного возраста.