Использование базовых копинг-стратегий детьми подросткового возраста

Карпенкова Екатерина Александровна

Аннотация


Проблема выбора копинг-стратегий у подростков для снижения уровня тревожности до сих пор остается актуальной и до конца не изученной. Современные исследования показывают, что на данный момент дети в школах имеют высокий уровень тревожности, что заботит учителей, родителей и, конечно же, школьного психолога. Важно узнать какими копинг-стратегиями пользуются дети для преодоления чувства тревоги, а также эффективны ли они. В данной дипломной работе представлены результаты исследования по поиску ведущих копинг-стратегий у детей подросткового возраста. Гипотеза данного исследования – подростки различных возрастов, соответствующие 5, 9 и 11 классам, обладают определенным набором копинг-стратегий, способствующий уменьшению тревожности. Характеристика выборки: Исследование проводилось на школьниках МБОУ Лицея №88, г. Екатеринбурга. Общий размер выборки составил 131 человек. Используемые методики: 1) диагностика школьной тревожности Опросник Филлипса. 2) методика измерения уровня тревожности Тейлора адаптация Т. А. Немчинова. 3) опросник копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М.
Обнаружены наборы популярных и непопулярных копинг-стратегий для подростков каждой возрастной группы, у 5-х, 9-х и 11-х классов. Также были показаны популярные и непопулярные копинг-стратегии детей с низкой и с высокой тревожностью. Выявлены достоверные межполовые различия выбора копинг-стратегий в каждом классе. Представлены достоверные различия по использованию копинг-стратегий в 5-х и 9-х классов, в 5-х и 11-х классов и в 9-х и 11-х классов.
Подростки каждой возрастной группы имеют свой собственный набор копинг-стратегий, которые помогают им снизить уровень школьной тревожности. Выбираемые копинг-стратегии могут зависеть от возраста подростка, его пола и уровня тревожности.