Взаимосвязь акцентуаций характера и социальной адаптации в юношеском возрасте

Шаргина Екатерина Андреевна

Аннотация


Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность исследования. Период юношеского возраста является чрезвычайно важным в процессе становления человека как личности, в процессе формирования осознанного поведения, нравственных представлений и социальных установок. Этот период является сенситивным, но в тоже время самым сложным с точки зрения формирования характера.
На сегодняшний день исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической проблемой. Данный феномен характерен и может стать факторами социальной дезадаптации. Исследование данного вопроса имеют большое теоретическое и практическое значение. Что стало основанием для определения цели.
Цель исследования: изучение взаимосвязи между проявлениями акцентуаций характера и социальной адаптацией в юношеском возрасте.
Объект исследования: характерологические особенности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь проявлений акцентуации характера и социальной адаптации.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между проявлениями акцентуаций характера и социальной адаптации в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по обозначенной проблеме.
2. Дифференцировать в ходе теоретического анализа проявлений акцентуаций характера и социальной адаптации в юношеском возрасте.
3. Подобрать диагностические методики для экспериментального исследования проявлений акцентуаций характера и социальной адаптации в юношеском возрасте.
4. Проанализировать взаимосвязь проявлений акцентуаций характера и социальной адаптации, опираясь на полученные эмпирические данные.
Для достижения цели решали теоретические и экспериментальные задачи. Было проанализировано 40 теоретических источников. В ходе анализа дифференцированны сведения о взаимосвязи акцентуаций характера и социальной адаптации в юношеском возрасте.
Для решения экспериментальных задач были подобраны следующие методики:
1.Характерологический опросник (Г.Шмишек, К.Леонград)
2.Диагностика социально-психологической адаптации. Опросник Роджерс, Даймонд.
В проведении исследования участвовали юноши и девушки (17-18лет), учащиеся 11 класса школы МАОУ - СОШ №148 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Екатеринбург.
В ходе экспериментального изучения акцентуаций характера и социальной адаптации, а также анализа полученных данных, оказалось, что в группе испытуемых преобладают экзальтированный и демонстративный тип акцентуации характера, причем чаще наблюдается 5 и более акцентуаций у одного респондента.
Во- вторых, для испытуемых данной выборки характерен средний и высокий уровень адаптации, что может быть связано с факторами, которые не рассматривались в данном исследовании.
В третьих существует положительная корреляционная взаимосвязь между акцентуациями характера и социальной адаптацией, которая в наиболее выражены по отношению гипертимного и эмотивного типа акцентуации.
Таким образом, цель достигнута, задачи успешно решены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы психологами в коррекционной работе с лицами юношеского возраста в процессе преодоления дезадаптивных явлений и дисгармоничного развития личности.