СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИДЫ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ

Федорова Юлия Васильевна

Аннотация


ВКР на тему: "Социальный интеллект и виды фрустрационных реакций у людей с высоким уровнем невротизации"
Автор: Федорова Юлия Васильевна, студентка 6 курса, группа УГИ-625301
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Социальный интеллект и виды фрустрационных реакций объединяет способности к адаптации, которые проявляются, во-первых, в том, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее, во-вторых, какие решения он принимает и насколько эффективно действует в той или иной ситуации.
Сегодня, в разных сферах человеческой жизни и деятельности, на первый план выходят вопросы, связанные с адаптацией человека к быстро меняющимся условиям окружающей действительности и с предсказуемостью его поведения в ситуациях, требующих принятия быстрого и правильного решения. Кроме того, стало уделяться повышенное внимание к способности человека действовать эффективно и без конфликтов. Поэтому данная работа будет полезна для успешного процесса консультирования, так как для решения проблемы невроза необходимо осуществлять выход на проблемы социального круга. В ходе консультирования, имея информацию об особенностях структуры социального интеллекта и видов фрустрационных реакций, мы можем обнаружить нужную зону ресурсов, для решения проблемы невроза, оценить, систему социальных взаимоотношений клиента: его отношение к себе и позиция в отношении социального окружения, что будет служить важным терапевтическим фактором для эффективного процесса консультирования.

Цель исследования: Исследование различий уровня развития социального интеллекта и видов фрустрационных реакций у людей с высоким уровнем невротизации, получивших и не получавших психологическую помощь.
Объект исследования: социальное поведение у людей с высоким уровнем невротизации, получивших и не получавших психологическую помощь.
Предмет исследования: особенности структуры социального интеллекта и видов фрустрационных реакций у людей с высоким уровнем невротизации, получивших и не получавших психологическую помощь.
Гипотеза исследования: У людей с высоким уровнем невротизации, получивших и не получавших психологическую помощь имеются значимые различия в уровне развития социального интеллекта и в проявлении фрустрационных реакций.

Задачи исследования:
1) обзор и анализ литературы по проблемам социального интеллекта, фрустрации и неврозов;
2) отбор испытуемых с помощью диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассермана);
3) исследование структуры социального интеллекта и видов фрустрационных реакций у людей с высоким уровнем невротизации, обратившихся и не обращавшихся за психологической помощью;
4) обработка полученных результатов, анализ и интерпретация полученных данных.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики: методика диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассерман), методика диагностики социального интеллекта (Дж. Гилфорд), методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, а также методики «Эмоциональный слух» (А.Х. Пашина) и «Рисованный апперцептивный тест» (Л. Н. Собчик).
В исследование принимали участие семьдесят два человека с высоким уровнем невротизации, в возрасте 20-35 лет.
Были созданы две группы. Люди, из первой группы, сами обратились за психологической помощью в МУПБ № 3 г. Екатеринбург, ул. Калинина, 13, в количестве 36 человек. Участники второй группы (n = 36) – лица с высоким уровнем невротизации, но не получавшие психологической помощи.
В результате проделанной работы наша гипотеза подтвердилась. Нами были сделаны следующие выводы: очевидно, что у людей с высоким уровнем невротизации, не получавших психологическую помощь, в отличие от группы, также с высоким уровнем невротизации, получавших психологическую помощь, более низкий уровень развития социального интеллекта: низкая способность прогнозирования вербального и невербального поведения людей, минимальный набор экстрапунитивных реакций. Они испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия, что снижает адаптацию в ситуации общения, что подтверждается более низким коэффициентом групповой адаптации. Люди с высоким уровнем невротизации, получавшие психологическую помощь, стремятся найти рациональное решение, построить конструктивные взаимоотношении, что обуславливает социальную адаптацию. Разрешая ситуацию конфликта, данная группа полагается на умение понимать эмоциональную окраску поведения.