ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ СЕКСУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА

Слесарева Оксана Дмитриевна

Аннотация


Проблема толерантности в последнее время становится все более актуальной в современном мире, и в российском обществе, в частности. Связано это с глобализацией и миграцией новых групп населения с разными культурными и религиозными традициями и разной сексуальной культурой, с меняющимся отношением к сексуальности и изменениями в сексуальном поведении молодежи, а также с возрастающим вниманием к ЛГБТИК сообществу. Что касается специалистов-психологов – толерантность является профессионально важным качеством психолога как один из аспектов коммуникативной компетентности, которая является одним из ведущих факторов продуктивной деятельности психолога. Но практикующие психологи и тем более психологи-студенты не всегда обладают необходимыми знаниями и личностными качествами, чтобы противостоять различным интолерантным установкам и достаточно эффективно оказывать психологическую помощь клиенту на профессиональном уровне. Поэтому важно определить какие факторы внешнего воздействия и личностные характеристики в наибольшей степени влияют на ее формирование.
Цель исследования – исследовать взаимосвязь профессиональной толерантности в вопросах сексуальности человека с осведомленностью в этих вопросах, и личностными особенностями будущих специалистов-психологов.
Объектом исследования является профессиональная толерантность будущих психологов в вопросах сексуальности человека.
Предметом исследования является взаимосвязь между профессиональной толерантностью будущих специалистов-психологов в вопросах сексуальности человека и такими факторами как осведомленность в этих вопросах, коммуникативная толерантность и ригидность.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между профессиональной толерантностью в вопросах сексуальности человека и двумя факторами – осведомленностью и личностными особенностями (коммуникативной толерантностью и коммуникативной ригидностью).
Задачи:
• на основе литературных данных рассмотреть основные подходы к понятию «толерантность»
• изучить современные представления о профессиональной толерантности и осведомленности в вопросах сексуальности человека как существенных компетенциях будущих специалистов-психологов
• провести эмпирическое исследование коммуникативной толерантности и ригидности будущих специалистов-психологов, а также уровня их осведомленности в вопросах сексуальности человека и уровня их профессиональной толерантности к особенностям сексуальной ориентации и гендерной идентичности клиентов
• выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между исследуемыми параметрами
Исследование проводилось с июня 2017 по январь 2018 года в три этапа:
1) Предварительная подготовка и изучение литературы по данной тематике, а также выбор методик и подготовка тестового материала – с июня по сентябрь 2017 года;
2) Тестирование студентов направления клиническая психология 5-го и 6-го курса УрФУ им. Б. Н. Ельцина – с октября по ноябрь 2017 года;
3) Статистическая обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования – с декабря 2017 по январь 2018 года.
В исследовании приняли участие 36 человек (две выборки по 18 человек), среди них 28 девушек и 8 молодых людей в возрасте от 21 до 24 лет включительно. Для проверки гипотез были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.
2. Томский опросник ригидности Г. В. Залевского (ТОРЗ).
3. Опросник осведомленности по теоретическим и прикладным вопросам, а также общей осведомленности в вопросах общего сексуального просвещения.
4. Опросник общей осведомленности по теоретическим и прикладным вопросам психофизиологии пола и по проблеме его определения, а также общей осведомленности в области репродуктивного здоровья и проблемах СОГИ.
Структура работы:
• введение;
• две главы теоретической части, в которых рассмотрены основные подходы к пониманию и изучению таких характеристик личности, как толерантность и сексуальность;
• практическая часть, посвященная проверке выдвинутых гипотез;
• заключение;
• список литературы.
На основании данного исследования мы можем сделать вывод о том, что студенты с более высоким уровнем осведомленности демонстрируют меньшую квирфобию, и наоборот – студенты с менее высоким уровнем осведомленности демонстрируют большую квирфобию. Также факторный анализ показал наличие прямой взаимосвязи между уровнем квирфобии и установочной ригидностью (чем ниже ригидность, тем ниже квирфобия).
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена частично – подтвердилась взаимосвязь между профессиональной толерантностью в вопросах сексуальности человека и коммуникативной ригидностью, и взаимосвязь между профессиональной толерантностью в вопросах сексуальности человека и осведомленностью в этих вопросах.