ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ КОНТРОЛЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

Павлова Дарья Андреевна

Аннотация


В последние годы отмечен значительный рост количества младших школьников, для которых усвоение школьной программы представляет трудности, что в дальнейшем приводит к хронической неуспеваемости.
Низкая успеваемость младших школьников в значительном числе случаев связана с недостаточной сформированностью нейропсихологического фактора регуляции и контроля. Слабость фактора регуляции и контроля проявляется в виде низкого самоконтроля, неспособности руководствоваться учебными правилами, неусидчивости, несдержанности. Некоторые же дети рассеяны, недостаточно проявляют активность и бывают медлительны в своих действиях. Школьники с такими особенностями не умеют организовать себя, концентрировать внимание на определенных задачах.
Цель исследования: выявить взаимосвязь фактора регуляции и контроля с успеваемостью у детей 9-10 лет.
Объект исследования: успеваемость школьников 9-10 лет
Предмет исследования: взаимосвязь между успеваемостью и сформированностью фактора регуляции контроля у детей 9-10.
Гипотеза исследования: у детей 9-10 лет с низкой успеваемостью снижен фактор регуляции и контроля.
Достижение поставленной цели решается следующими задачами исследования:
1) Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2) Проанализировать важность фактора регуляции контроля.
3) Рассмотреть взаимосвязь фактора регуляции и контроля с успеваемостью.
4) Провести исследование с помощью компьютерной нейропсихологической методики, разработанной на кафедре клинической психологии и психофизиологии.

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие нейропсихологические пробы: «Пирамидка», «Реакция выбора», «Статуя».
Базой для эмпирического исследования стало МАОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма. В исследовании приняли участие 45 человек, обучающихся в 3 классе. Возраст испытуемых 9-10 лет.
В результате исследования выявлена взаимосвязь между аспектом фактора регуляции контроля (выбор своего поведения, следование правилам) и успеваемостью (русский язык, литература, английский язык). У детей 9-10 лет с наименьшим результатом по пробе «Реакция выбора» успеваемость снижена, в отличие от детей с высокой успеваемостью. 54
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у детей 9-10 лет с низкой успеваемостью частично снижен фактор регуляции контроля (аспекты: прогнозирование, следование правилам, выбор своего поведения).