Особенности уровня тревожности и стилей родительского отношения матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Для психологов достаточно большой интерес представляет изучение взаимосвязи тревожности матери с наличием у ребёнка ограниченных возможностей здоровья.
Актуальность избранной нами темы обусловлена тем, что в России, как и во всем мире, сохраняется рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Темп современной жизни постоянно растёт, что дополнительно усложняет жизнь семей, где воспитывается особый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в нём мы не просто изучаем тревожность и стили родительского отношения матерей, имеющих детей с ОВЗ, но и смотрим взаимосвязь между ними.
Объект исследования – стили родительского отношения и тревожность матери ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – особенности родительского отношения и тревожности матери ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования – у матерей, имеющих ребёнка с ОВЗ, повышен уровень тревожности и преобладает неадекватное отношение к ребёнку.
Цель исследования – изучение особенностей родительского отношения и материнской тревожности матерей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ избранной темы.
2. Составить план исследования, подобрать методики и найти выборку.
3. Провести научное исследование уровня тревожности матерей детей с ограниченными возможностями и сравнить с уровнем тревожности матерей, имеющих здоровых детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В исследование приняли участие матери детей 4-5 лет. Выборка состояла из 20 матерей, имеющих ребёнка с ОВЗ разной степени тяжести и 35 матерей здоровых детей, среди которых в качестве контрольной выборки методом попарного отбора были отобраны 20 матерей. Отбор проходил по результатам анкетирования, призванного подобрать эквивалентную пару для матери ребёнка с ОВЗ.
Матери детей с ОВЗ были опрошены в МБДОУ детский сад № 438 компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата города Екатеринбург.
Матери здоровых детей – в МКДОУ детский сад № 10 г. Нижние Серги.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анкетирование
2.Психодиагностические методики:
– Шкала тревоги Спилбергера;
– Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);
– Методика определения доминирующего состояния.
3. Метод математической статистики – однофакторный дисперсионный анализ.
Выводы, полученные по результатам исследования:
1. Среди матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями, состояние тревоги достоверно встречается чаще, чем среди матерей здоровых детей.
2. При этом у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, преобладает высокий уровень тревоги. Уровень ситуативной тревожности у них находится на умеренном уровне.
3. Среди матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, у большего числа человек выявлены отклонения от нормы в стилях родительского отношения по шкалам «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», чем в группе матерей здоровых детей.
4. Тем не менее, достоверных различий в стилях родительского отношения между двумя исследуемыми группами нет.
5. Выяснилось, что в группе матерей детей с ОВЗ тревожность и стили родительского отношения не коррелируют, а в контрольной группе выявлена обратная корреляция между спокойствием и стилем родительского отношения «кооперация», т.е. в контрольной группе, чем ближе мать к состоянию спокойствия, тем менее она старается быть на равных с ребёнком.
Актуальность избранной нами темы обусловлена тем, что в России, как и во всем мире, сохраняется рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Темп современной жизни постоянно растёт, что дополнительно усложняет жизнь семей, где воспитывается особый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в нём мы не просто изучаем тревожность и стили родительского отношения матерей, имеющих детей с ОВЗ, но и смотрим взаимосвязь между ними.
Объект исследования – стили родительского отношения и тревожность матери ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – особенности родительского отношения и тревожности матери ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования – у матерей, имеющих ребёнка с ОВЗ, повышен уровень тревожности и преобладает неадекватное отношение к ребёнку.
Цель исследования – изучение особенностей родительского отношения и материнской тревожности матерей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ избранной темы.
2. Составить план исследования, подобрать методики и найти выборку.
3. Провести научное исследование уровня тревожности матерей детей с ограниченными возможностями и сравнить с уровнем тревожности матерей, имеющих здоровых детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В исследование приняли участие матери детей 4-5 лет. Выборка состояла из 20 матерей, имеющих ребёнка с ОВЗ разной степени тяжести и 35 матерей здоровых детей, среди которых в качестве контрольной выборки методом попарного отбора были отобраны 20 матерей. Отбор проходил по результатам анкетирования, призванного подобрать эквивалентную пару для матери ребёнка с ОВЗ.
Матери детей с ОВЗ были опрошены в МБДОУ детский сад № 438 компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата города Екатеринбург.
Матери здоровых детей – в МКДОУ детский сад № 10 г. Нижние Серги.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анкетирование
2.Психодиагностические методики:
– Шкала тревоги Спилбергера;
– Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);
– Методика определения доминирующего состояния.
3. Метод математической статистики – однофакторный дисперсионный анализ.
Выводы, полученные по результатам исследования:
1. Среди матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями, состояние тревоги достоверно встречается чаще, чем среди матерей здоровых детей.
2. При этом у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, преобладает высокий уровень тревоги. Уровень ситуативной тревожности у них находится на умеренном уровне.
3. Среди матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, у большего числа человек выявлены отклонения от нормы в стилях родительского отношения по шкалам «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», чем в группе матерей здоровых детей.
4. Тем не менее, достоверных различий в стилях родительского отношения между двумя исследуемыми группами нет.
5. Выяснилось, что в группе матерей детей с ОВЗ тревожность и стили родительского отношения не коррелируют, а в контрольной группе выявлена обратная корреляция между спокойствием и стилем родительского отношения «кооперация», т.е. в контрольной группе, чем ближе мать к состоянию спокойствия, тем менее она старается быть на равных с ребёнком.