Взаимосвязь стилей детско-родительского взаимодействия и социально-эмоционального, а также когнитивного развития детей раннего возраста

Меньшикова Ольга Васильевна

Аннотация


Для гармоничного развития ребенка важно особое внимание уделять и детско-родительским взаимодействиям, поскольку они являются первым социальным опытом ребенка.
Актуальность выбранной темы обусловлена распространенными проблемами психического развития детей, а количество литературы, посвященной взаимосвязи социально-эмоционального и нейрокогнитивного развития детей раннего возраста и детско-родительского взаимодействия, незначительно.
Объект исследования: когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских взаимодействий и социально-эмоционального, когнитивного развития детей раннего возраста.
Гипотеза: эмоциональность и отзывчивость родителя взаимосвязана с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между стилем детско-родительских взаимодействий и социально-эмоциональным, когнитивным развитием детей раннего возраста.
В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
1) изучить литературу по особенностям когнитивного и социально-эмоционального развития детей раннего возраста;
2) изучить стили детско-родительских взаимодействий;
3) выявить взаимосвязь между стилем детско-родительских взаимодействий и когнитивным развитием детей раннего возраста.
Работа состоит из двух частей: теоретической, содержащей введение и 2 главы; практической, содержащей 1 главу и заключение. Введение раскрывает актуальность темы, ее значимость, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе описаны особенности социально-эмоционального и когнитивного развития детей раннего возраста. Во второй главе рассмотрены стили детско-родительского взаимодействия и то, какую роль играет взрослый по отношению к ребенку. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию взаимосвязи детско-родительских взаимодействий и социально-эмоционального, а также когнитивного развития детей раннего возраста. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по данной теме.
Исследование проводилось на базе лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития при департаменте психологии в Уральском Федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В данном исследовании сформировалась одна контрольная группа, в которую входят дети от 5 до 24 месяцев, доношенные, без патологий и органических/хронических заболеваний. В выборку вошло 39 детей (девочек 18 и мальчиков 21), среди которых 11 детей 5-ти месячного возраста, 2 ребенка 6-ти месяцев, один восьмимесячный ребенок, 7 детей 10-ти месяцев, двое 11-ти месячных детей, 8 детей 14-ти месяцев, 3 ребенка 15-ти месяцев, два 16-ти месячных ребенка и трое детей 24-х месяцев.
В данном исследовании были использованы методики:
1. «Шкалы развития Н. Бейли» (Вayley Scales of Infant Development, Third Edition);
2. анкета по социально-эмоциональным навыкам и адаптивному поведению Н.Бэйли;
3. PCI-опросник (Parent-child interaction, PCI);
4. опросник «Parent Infant Caregive Scale».
Для выявления взаимосвязи детско-родительских взаимодействий и социально-эмоционального, а также когнитивного развития детей раннего возраста был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена, с помощью программы STATISTICA.
Исходя из результатов исследования были получены следующие выводы:
1) Полученные результаты подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу, согласно которой эмоциональность и отзывчивость родителя взаимосвязана с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
2) Результаты проведенного исследования показали, что каждый конкретный стиль детско-родительского взаимодействия может быть связан с отдельными аспектами социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
3) Полученные данные могут быть использованы в практической работе специалистов, а в перспективе на основе данных результатов можно разработать программу тренинговых занятий для родителей.