Взаимосвязь невротических проявлений и профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста
Аннотация
Юность является завершающим этапом первичной социализации каждого человека. К 16-17 годам у лиц юношеского возраста возникает особое личностное новообразование, которое в психологии обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества, и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Главная социальная задача юношеского возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.
Внутриличностные конфликты данного возрастного периода могут стать основой для формирования невротических проявлений, к которым по мнению Б.Д. Карвасарского относятся: тревожность, эмоциональная нестабильность, раздражительность, страхи и фобии, лабильность настроения, беспокойство, и многое другое.
Актуальность: Самоопределение в профессии- важная возрастная задача юношеского периода, от решения которой, зависит дальнейшее личностное развитие и психологическое самочувствие. В настоящее время наблюдается острый дефицит сведений о взаимосвязи профессионального выбора и проявлений клинических симптомов, таких как невротизация, в данном возрастном периоде. Однако, такие сведения необходимо учитывать при создании программ психологического сопровождения предупреждения и преодоления невротической симптоматики в юношеском возрасте.
Целью работы является изучение взаимосвязи невротических проявлений и профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста.
Гипотеза: в юношеском возрасте невротические проявления могу быть взаимосвязаны с профессиональным самоопределением.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Взаимосвязь профессионального самоопределения и невротических проявлений в юношеском возрасте.
Задачами работы являются:
• Проанализировать литературу по выбранной проблеме
• Подобрать методы и методики для эмпирического исследования профессионального самоопределения и невротических проявлений в юношеском возрасте
• Исследовать проявления профессионального самоопределения и невротизации у испытуемых
• Изучить взаимосвязь между профессиональным самоопределением и невротизацией в юношеском возрасте
Методы исследования:
1. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х.Хесса.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р. Овчаровой.
3. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холлонда.
В экспериментальную выборку вошло 30 человек (19 девушек и 11 юношей), в возрасте 17-19 лет, обучающиеся на 1м курсе высших учебных заведений города Екатеринбурга и Москвы. Респонденты были разделены на 2 группы: первая группа - обучающиеся по гуманитарном направлении (15 человек), вторая группа-обучающиеся по техническим направлениям (15 человек). Исследование проводилось в онлайн-режиме.
В результате исследования были получены следующие данные:
Существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь между невротическими проявлениями и такими показателями профессионального самоопределения как:
- Внутренняя индивидуально значимая мотивация выбора профессии;
- Внешний отрицательный мотив выбора профессии;
- Конвенциальный тип профессионального предпочтения;
- Предприимчивый тип профессионального предпочтения.
Главная социальная задача юношеского возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.
Внутриличностные конфликты данного возрастного периода могут стать основой для формирования невротических проявлений, к которым по мнению Б.Д. Карвасарского относятся: тревожность, эмоциональная нестабильность, раздражительность, страхи и фобии, лабильность настроения, беспокойство, и многое другое.
Актуальность: Самоопределение в профессии- важная возрастная задача юношеского периода, от решения которой, зависит дальнейшее личностное развитие и психологическое самочувствие. В настоящее время наблюдается острый дефицит сведений о взаимосвязи профессионального выбора и проявлений клинических симптомов, таких как невротизация, в данном возрастном периоде. Однако, такие сведения необходимо учитывать при создании программ психологического сопровождения предупреждения и преодоления невротической симптоматики в юношеском возрасте.
Целью работы является изучение взаимосвязи невротических проявлений и профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста.
Гипотеза: в юношеском возрасте невротические проявления могу быть взаимосвязаны с профессиональным самоопределением.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Взаимосвязь профессионального самоопределения и невротических проявлений в юношеском возрасте.
Задачами работы являются:
• Проанализировать литературу по выбранной проблеме
• Подобрать методы и методики для эмпирического исследования профессионального самоопределения и невротических проявлений в юношеском возрасте
• Исследовать проявления профессионального самоопределения и невротизации у испытуемых
• Изучить взаимосвязь между профессиональным самоопределением и невротизацией в юношеском возрасте
Методы исследования:
1. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х.Хесса.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р. Овчаровой.
3. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холлонда.
В экспериментальную выборку вошло 30 человек (19 девушек и 11 юношей), в возрасте 17-19 лет, обучающиеся на 1м курсе высших учебных заведений города Екатеринбурга и Москвы. Респонденты были разделены на 2 группы: первая группа - обучающиеся по гуманитарном направлении (15 человек), вторая группа-обучающиеся по техническим направлениям (15 человек). Исследование проводилось в онлайн-режиме.
В результате исследования были получены следующие данные:
Существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь между невротическими проявлениями и такими показателями профессионального самоопределения как:
- Внутренняя индивидуально значимая мотивация выбора профессии;
- Внешний отрицательный мотив выбора профессии;
- Конвенциальный тип профессионального предпочтения;
- Предприимчивый тип профессионального предпочтения.