Адаптация иностранных студентов в Уральском Федеральном Университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Аннотация
Ключевые слова: психологическая адаптация, иностранные студенты,
осознанность, типы личности, экстраверсия, интроверсия, корреляционный
анализ Спирмена, кластерный анализ, образовательная поддержка.
Объект работы – психологическая адаптация иностранных студентов
Уральского Федерального университета имени первого президента Б. Н.
Ельцина.
Предмет работы – связь психологической адаптации иностранных студентов с их уровнем осознанности и темпераментом.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе 104 страницы, 9 рисунков и 9таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы адаптации иностранных студентов в контексте глобализации и межкультурного обмена, освещается развитие вопросов интеграции в многонациональной
образовательной среде, что подчеркивает важность исследования для образовательных практик.
Первая глава содержит теоретический обзор по изученным аспектам психологической адаптации, роль типологии направленности личности Карла
Юнга и осознанности в адаптации, а также информацию о специфике психологической адаптации иностранных студентов.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию, включая корреляционный анализ Спирмена для определения связи между
осознанностью, темпераментом и показателями адаптации. Применен ANOVA для сравнения уровней адаптации и особенностей принятия себя между студентами различных курсов. Регрессионный анализ используется
для изучения изменений в влиянии осознанности и темперамента на разных этапах обучения. Кластерный анализ предварительно анализирует данные и
выявляет основные тенденции и различия между студентами из разных регионов.
В заключении представлены основные результаты работы,
подтверждающие значимость осознанности и темперамента в процессе адаптации иностранных студентов. Работа вносит вклад в теорию и практику
психологической адаптации, предлагая рекомендации для разработки программ поддержки иностранных студентов.
В магистерской диссертации описано исследование, направленное на изучение процесса психологической адаптации иностранных студентов в
Уральском федеральном университете. Актуальность темы обусловлена значимостью вопросов адаптации на фоне глобализации и межкультурного
взаимодействия в современном образовательном пространстве. Исследование охватывает различные аспекты психологической адаптации, включая
теоретические подходы, типологию личности по Юнгу, а также особенности и проблемы адаптации иностранцев в российском контексте.
Анализ выявил, что осознанность и темперамент играют ключевую роль в успешной адаптации студентов. Особенно стоит отметить осознанность как основной фактор адаптации, подчеркивающий важность
развития навыков внимательности и рефлексии среди студентов.
Многофакторный анализ показал, что влияние осознанности на адаптацию варьируется в зависимости от курса обучения. Наибольшее влияние она оказывает на третьем курсе, свидетельствуя о накоплении
необходимых навыков к этому времени, что критично для адаптации в более поздних периодах обучения. В то время как темперамент оказывает наибольшее влияние на четвертом курсе, подчеркивая значимость
личностных характеристик на более зрелом этапе обучения.
Анализ различий (ANOVA) подтвердил статистически значимые различия в уровнях адаптации между студентами различных курсов показал, как осознанность и темперамент влияют на эти уровни, что
указывает на изменчивость процесса адаптации в разное время обучения.
Исследование подчеркивает необходимость интеграции программ по развитию осознанности в учебные планы, особенно для начальных курсов,
для поддержания адаптации студентов с самого начала их обучения. Важно также учитывать индивидуальные особенности студентов, включая темперамент, при разработке поддерживающих мероприятий, так как эти
факторы существенно влияют на адаптацию на всех этапах обучения.
В процессе анализа психологической адаптации иностранных студентов был применен кластерный анализ для определения основных характеристик моделей адаптации, связанных со студентами из разных
регионов мира. Результаты позволили выделить три ключевых кластера,каждый из которых представляет различные уровни адаптации и связанные с
ними психологические особенности.
Таким образом, результаты диссертации вносят важный вклад в развитие теории и практики психологической адаптации иностранных студентов, расширяя понимание механизмов, которые способствуют
успешной адаптации. Разработанные на основе исследования рекомендации могут служить основой для улучшения программ поддержки, способствуя
академическому успеху и личностному росту студентов, а также укреплению межкультурного диалога и повышению привлекательности России как страны для международного образования.
осознанность, типы личности, экстраверсия, интроверсия, корреляционный
анализ Спирмена, кластерный анализ, образовательная поддержка.
Объект работы – психологическая адаптация иностранных студентов
Уральского Федерального университета имени первого президента Б. Н.
Ельцина.
Предмет работы – связь психологической адаптации иностранных студентов с их уровнем осознанности и темпераментом.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе 104 страницы, 9 рисунков и 9таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы адаптации иностранных студентов в контексте глобализации и межкультурного обмена, освещается развитие вопросов интеграции в многонациональной
образовательной среде, что подчеркивает важность исследования для образовательных практик.
Первая глава содержит теоретический обзор по изученным аспектам психологической адаптации, роль типологии направленности личности Карла
Юнга и осознанности в адаптации, а также информацию о специфике психологической адаптации иностранных студентов.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию, включая корреляционный анализ Спирмена для определения связи между
осознанностью, темпераментом и показателями адаптации. Применен ANOVA для сравнения уровней адаптации и особенностей принятия себя между студентами различных курсов. Регрессионный анализ используется
для изучения изменений в влиянии осознанности и темперамента на разных этапах обучения. Кластерный анализ предварительно анализирует данные и
выявляет основные тенденции и различия между студентами из разных регионов.
В заключении представлены основные результаты работы,
подтверждающие значимость осознанности и темперамента в процессе адаптации иностранных студентов. Работа вносит вклад в теорию и практику
психологической адаптации, предлагая рекомендации для разработки программ поддержки иностранных студентов.
В магистерской диссертации описано исследование, направленное на изучение процесса психологической адаптации иностранных студентов в
Уральском федеральном университете. Актуальность темы обусловлена значимостью вопросов адаптации на фоне глобализации и межкультурного
взаимодействия в современном образовательном пространстве. Исследование охватывает различные аспекты психологической адаптации, включая
теоретические подходы, типологию личности по Юнгу, а также особенности и проблемы адаптации иностранцев в российском контексте.
Анализ выявил, что осознанность и темперамент играют ключевую роль в успешной адаптации студентов. Особенно стоит отметить осознанность как основной фактор адаптации, подчеркивающий важность
развития навыков внимательности и рефлексии среди студентов.
Многофакторный анализ показал, что влияние осознанности на адаптацию варьируется в зависимости от курса обучения. Наибольшее влияние она оказывает на третьем курсе, свидетельствуя о накоплении
необходимых навыков к этому времени, что критично для адаптации в более поздних периодах обучения. В то время как темперамент оказывает наибольшее влияние на четвертом курсе, подчеркивая значимость
личностных характеристик на более зрелом этапе обучения.
Анализ различий (ANOVA) подтвердил статистически значимые различия в уровнях адаптации между студентами различных курсов показал, как осознанность и темперамент влияют на эти уровни, что
указывает на изменчивость процесса адаптации в разное время обучения.
Исследование подчеркивает необходимость интеграции программ по развитию осознанности в учебные планы, особенно для начальных курсов,
для поддержания адаптации студентов с самого начала их обучения. Важно также учитывать индивидуальные особенности студентов, включая темперамент, при разработке поддерживающих мероприятий, так как эти
факторы существенно влияют на адаптацию на всех этапах обучения.
В процессе анализа психологической адаптации иностранных студентов был применен кластерный анализ для определения основных характеристик моделей адаптации, связанных со студентами из разных
регионов мира. Результаты позволили выделить три ключевых кластера,каждый из которых представляет различные уровни адаптации и связанные с
ними психологические особенности.
Таким образом, результаты диссертации вносят важный вклад в развитие теории и практики психологической адаптации иностранных студентов, расширяя понимание механизмов, которые способствуют
успешной адаптации. Разработанные на основе исследования рекомендации могут служить основой для улучшения программ поддержки, способствуя
академическому успеху и личностному росту студентов, а также укреплению межкультурного диалога и повышению привлекательности России как страны для международного образования.