Кросс-культурное исследование критического мышления у подростков

Тио Росалина

Аннотация


Данная работа посвящена теме: "Кросс-культурное исследование критического мышления у подростков", ее актуальность заключается в изучении связи критического мышления с различными личностными конструктами, а также в кросс-культурности нашего исследования .
В теоретической части представлены подходы к изучению критического мышления у подростков, а также рассмотрены школьные образовательные программы Индонезии и России как фактор развития критического мышления.
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:
1. Методика «Test of Everyday Reasoning (Тест повседневных умозаключений)»
2. Методика «тест самооценки Дембо-Рубинштейна.»
3. Методика «Интеллектуальный тест Кеттелла»

Методы математической обработки применены корректно.
Получены следующие выводы:
1. Имеется значимая связь в степени выраженности самооценки учащихся из России и Индонезии и показателями критического мышления и IQ - данная гипотеза подтвердилась.
2. Существует различие в навыках критического мышления учащихся в России и Индонезии, которое связано с особенностями организации учебного процесса – данная гипотеза также подтвердилась. По результатам исследования навык критического мышления подростков из Индонезии оказался более сформированным. Анализ образовательных программ и общепринятые формы работы с учащимися в Индонезии, на наш взгляд, являются обоснованной причиной таких различий.
3. Отсутствуют существенные различия в уровне IQ учеников 8-го класса из России и Индонезии – данная гипотеза также подтвердилась. По нашему мнению это связано с тем, что успешность выполнения культурно-свободного теста Кеттелла не зависит от уровня обученности ребенка, результат скорее связан с общими мыслительными способностями.
4. Есть различия между развитием самооценки и уровнем притязаний учеников 8-го класса из России и Индонезии – такие различия были найдены, причем уровень самооценки и притязаний на индонезийской выборке оказался завышенным по российским нормам теста. Мы считаем, что это объясняется культурными различиями выборок.