Исследование взаимосвязи психологического благополучия родителей с особенностями эмоционального и когнитивного развития дошкольников
Аннотация
Аннотация
Данная работа посвящена теме когнитивного и эмоционального развития старшего дошкольника в связи с психологическим благополучием его родителей. Актуальность данной темы заключается в том, что в некоторых работах показано, что негативные супружеские и детско-родительские отношения могут замедлить когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка. Однако недостаточно исследований о связи эмоциональной и когнитивной сфер детей 6 – 7 лет с психологическим благополучием их родителей.
В теоретической части представлен обзор теорий эмоционального и когнитивного развития ребенка, в том числе теория деятельности А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже, а также раскрыта теория психологического благополучия К. Рифф. В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: шкала психологического благополучия К. Рифф, тест жизнестойкости, опросник имплицитных теорий и целей обучения К. Двек, субтесты «Шифровка» и «Повторение цифр» теста Векслера, методика исследования вербального мышления Я. Йирасека, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей И.С. Авериной, методика «Лесенка» В.Г. Щура, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, тест фрустрационных реакций Розенцвейга.
Методы математической обработки применены корректно. Результаты исследования показали, что психологическое благополучие родителей отрицательно связано с некоторыми показателями когнитивного развития детей, и положительно связано с их тревожностью. Когнитивная сфера девочек имеет намного больше взаимосвязей с благополучием отцов, а эмоциональная сфера мальчиков и психологическое благополучие отцов обнаружили больше взаимосвязей по сравнению с эмоциональной сферой девочек и с благополучием матери.
Данная работа посвящена теме когнитивного и эмоционального развития старшего дошкольника в связи с психологическим благополучием его родителей. Актуальность данной темы заключается в том, что в некоторых работах показано, что негативные супружеские и детско-родительские отношения могут замедлить когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка. Однако недостаточно исследований о связи эмоциональной и когнитивной сфер детей 6 – 7 лет с психологическим благополучием их родителей.
В теоретической части представлен обзор теорий эмоционального и когнитивного развития ребенка, в том числе теория деятельности А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже, а также раскрыта теория психологического благополучия К. Рифф. В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: шкала психологического благополучия К. Рифф, тест жизнестойкости, опросник имплицитных теорий и целей обучения К. Двек, субтесты «Шифровка» и «Повторение цифр» теста Векслера, методика исследования вербального мышления Я. Йирасека, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей И.С. Авериной, методика «Лесенка» В.Г. Щура, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, тест фрустрационных реакций Розенцвейга.
Методы математической обработки применены корректно. Результаты исследования показали, что психологическое благополучие родителей отрицательно связано с некоторыми показателями когнитивного развития детей, и положительно связано с их тревожностью. Когнитивная сфера девочек имеет намного больше взаимосвязей с благополучием отцов, а эмоциональная сфера мальчиков и психологическое благополучие отцов обнаружили больше взаимосвязей по сравнению с эмоциональной сферой девочек и с благополучием матери.