Исследование ассертивности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Аннотация
Данная работа посвящена теме: «Исследование ассертивности у старших дошкольников», ее актуальность заключается в том, что формирование ассертивности дошкольников может рассматриваться как критерий эффективности становления личности при подготовке к школе, поскольку составляет базу для самостоятельности, независимости, уверенности и мотивированности на обучение в образовательной организации. Так, в случае сформированности ассертивного поведения мы можем наблюдать субъекта своего образования, активного участника образовательного процесса. Несформированность ассертивности может приводить к формированию девиантного поведения, дезадаптации в социальной сфере и образовательной среде, т.к. данное качество способствует развитию коммуникативных качеств.
В теоретической части представлен обзор научных подходов к определению содержания понятия «ассертивность», структуры ассертивности (С. Бишоп, В. Каппони, Т. Новак, Ю.В. Шильцова и др.), специфики развития ассертивности в дошкольном возрасте (Л.В. Оганян, А.М. Прихожан, В.П. Шейнов и др.), возможности коррекционного воздействия в области формирования ассертивности и ассертивного поведения (М. Дж. Смит, И.В. Лебедева, В.Г. Ромек и др.).
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), цветовой тест (М. Люшер), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич), методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы: подобранный блок упражнений, согласно компонентой структуры ассертивного поведения дошкольников, позволил сформировать адекватный уровень самооценки, уверенность в себе и важность конструктивного поведения дошкольников, снизил уровень тревожности и агрессивности у дошкольников, путем проигрывания различных ситуаций. Многие дети научились открыто выражать свои эмоции и чувства. Дошкольники стали более открытыми, шли на контакт, охотно делились своими мыслями и чувствами, научились говорить «нет», отношение к сверстникам наблюдается доброжелательное:
- уровень тревожности (количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем тревожности 30% понизилось до 1%; количество детей с низким уровнем 5% повысилось до 60%);
- уровень сформированности эмоциональной отзывчивости (количество детей, отнесенных к высокому уровню распознавания эмоциональных состояний, возросло до 50%; количество детей, показавших низкий уровень, снизилось до 10%).
Следует добавить, что заключением программы явилось закрепление полученных умений, навыков и знаний об особенностях ассертивного поведения дошкольников, подобранные упражнения, направленные на все компоненты ассертивного поведения средствами эмоционального наполнения.
Данная работа посвящена теме: «Исследование ассертивности у старших дошкольников», ее актуальность заключается в том, что формирование ассертивности дошкольников может рассматриваться как критерий эффективности становления личности при подготовке к школе, поскольку составляет базу для самостоятельности, независимости, уверенности и мотивированности на обучение в образовательной организации. Так, в случае сформированности ассертивного поведения мы можем наблюдать субъекта своего образования, активного участника образовательного процесса. Несформированность ассертивности может приводить к формированию девиантного поведения, дезадаптации в социальной сфере и образовательной среде, т.к. данное качество способствует развитию коммуникативных качеств.
В теоретической части представлен обзор научных подходов к определению содержания понятия «ассертивность», структуры ассертивности (С. Бишоп, В. Каппони, Т. Новак, Ю.В. Шильцова и др.), специфики развития ассертивности в дошкольном возрасте (Л.В. Оганян, А.М. Прихожан, В.П. Шейнов и др.), возможности коррекционного воздействия в области формирования ассертивности и ассертивного поведения (М. Дж. Смит, И.В. Лебедева, В.Г. Ромек и др.).
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), цветовой тест (М. Люшер), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич), методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы: подобранный блок упражнений, согласно компонентой структуры ассертивного поведения дошкольников, позволил сформировать адекватный уровень самооценки, уверенность в себе и важность конструктивного поведения дошкольников, снизил уровень тревожности и агрессивности у дошкольников, путем проигрывания различных ситуаций. Многие дети научились открыто выражать свои эмоции и чувства. Дошкольники стали более открытыми, шли на контакт, охотно делились своими мыслями и чувствами, научились говорить «нет», отношение к сверстникам наблюдается доброжелательное:
- уровень тревожности (количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем тревожности 30% понизилось до 1%; количество детей с низким уровнем 5% повысилось до 60%);
- уровень сформированности эмоциональной отзывчивости (количество детей, отнесенных к высокому уровню распознавания эмоциональных состояний, возросло до 50%; количество детей, показавших низкий уровень, снизилось до 10%).
Следует добавить, что заключением программы явилось закрепление полученных умений, навыков и знаний об особенностях ассертивного поведения дошкольников, подобранные упражнения, направленные на все компоненты ассертивного поведения средствами эмоционального наполнения.