Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М.Монтессори.
Аннотация
Аннотация
Данная работа посвящена теме: «Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори».
Актуальность изучения данной темы обусловлена социальным заказом на креативную и инновационную личность, который призваны удовлетворить современные отечественные образовательные программы для дошкольного возраста. При этом активное внедрение альтернативных методик обучения, в частности, педагогической системы М. Монтессори, ставит вопрос о том, какая образовательная система позволяет в большей мере раскрыть творческий потенциал ребенка и культивирует креативное мышление.
В теоретической части представлен обзор основных подходов к определению и структуре креативности, изучены особенности развития креативности в дошкольном возрасте и представлены основные методы ее развития, а также рассмотрены условия развития креативности в Монтессори-среде.
В эмпирической части в целях проведения исследования креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, использован следующий психодиагностический инструментарий: «Модифицированный вариант набора тестов Ф. Вильямса» в адаптации Туник Е.Е., батарея тестов «Творческое мышление» Туник Е.Е., методика «Солнце в комнате» В. Синельникова и В. Кудрявцева; методика «Что может быть одновременно» Т. Д. Марцинковской. В исследовании приняли участие 55 детей, 55 родителей и 6 педагогов и воспитателей.
Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS statistics 23.0. Полученные эмпирические данные были обработаны с помощью U–критерия Манна–Уитни и критерия Краскела — Уоллиса.
Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, подтвердило гипотезу о том, что дети, развивающиеся в Монтессори-среде, имеют более высокий уровень креативного мышления, чем дети, занимающиеся по традиционной системе дошкольного образования.
По компонентам вербальной и образной креативности были обнаружены статистически значимые различия между детьми, посещающими Монтессори-среду, и детьми, занимающимися по государственной образовательной программе «От рождения до школы». Проведенное исследование позволило сделать вывод о более высоком уровне развития вербального и образного компонента креативности у детей, посещающих Монтессори-среду. Диалектическое мышление, как составляющее креативного мышления, также более развито у воспитанников данной педагогической системы. Согласно экспертным мнениям педагогов и воспитателей более высоким уровнем креативного мышления обладают дети, занимающиеся в системе Монтессори-педагогики.
Данная работа посвящена теме: «Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори».
Актуальность изучения данной темы обусловлена социальным заказом на креативную и инновационную личность, который призваны удовлетворить современные отечественные образовательные программы для дошкольного возраста. При этом активное внедрение альтернативных методик обучения, в частности, педагогической системы М. Монтессори, ставит вопрос о том, какая образовательная система позволяет в большей мере раскрыть творческий потенциал ребенка и культивирует креативное мышление.
В теоретической части представлен обзор основных подходов к определению и структуре креативности, изучены особенности развития креативности в дошкольном возрасте и представлены основные методы ее развития, а также рассмотрены условия развития креативности в Монтессори-среде.
В эмпирической части в целях проведения исследования креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, использован следующий психодиагностический инструментарий: «Модифицированный вариант набора тестов Ф. Вильямса» в адаптации Туник Е.Е., батарея тестов «Творческое мышление» Туник Е.Е., методика «Солнце в комнате» В. Синельникова и В. Кудрявцева; методика «Что может быть одновременно» Т. Д. Марцинковской. В исследовании приняли участие 55 детей, 55 родителей и 6 педагогов и воспитателей.
Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS statistics 23.0. Полученные эмпирические данные были обработаны с помощью U–критерия Манна–Уитни и критерия Краскела — Уоллиса.
Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, подтвердило гипотезу о том, что дети, развивающиеся в Монтессори-среде, имеют более высокий уровень креативного мышления, чем дети, занимающиеся по традиционной системе дошкольного образования.
По компонентам вербальной и образной креативности были обнаружены статистически значимые различия между детьми, посещающими Монтессори-среду, и детьми, занимающимися по государственной образовательной программе «От рождения до школы». Проведенное исследование позволило сделать вывод о более высоком уровне развития вербального и образного компонента креативности у детей, посещающих Монтессори-среду. Диалектическое мышление, как составляющее креативного мышления, также более развито у воспитанников данной педагогической системы. Согласно экспертным мнениям педагогов и воспитателей более высоким уровнем креативного мышления обладают дети, занимающиеся в системе Монтессори-педагогики.