Исследование когнитивных функций у подростков с перинатальной ВИЧ-инфекцией.
Аннотация
Аннотация
Данная работа посвящена теме «Исследование когнитивных функций у подростков с перинатальной ВИЧ-инфекцией», ее актуальность заключается в малоизученности влияния ВИЧ-инфекции на развитие познавательной сферы у ВИЧ-положительных детей.
В теоретической части представлен обзор медико-психологических особенностей ВИЧ-инфекции, закономерностей развития когнитивных функций в подростковом возрасте, особенностей развития когнитивных функций у ВИЧ-инфицированных детей и подростков.
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: ШТУР-2 (Школьный тест умственного развития – Версия 2.0), Субтесты №3 «Аналогии», №4 «Классификации», №5 «Обобщения»; корректурная проба Б.Бурдона; проба Джекобса; тест Векслера (детский вариант): субтесты: «Осведомленность», «Арифметический», «Сходство», «Повторение цифр», «Недостающие детали», «Кубики Косса».
Применены следующие методы математической обработки: непараметрический критерий достоверности различий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Получены следующие выводы:
• Некоторые показатели когнитивной сферы ВИЧ-положительных подростков ниже в сравнении с показателями здоровых. Такие мыслительные операции, как аналогии, классификации, логические обобщения и сравнения, объем кратковременной памяти (запоминание чисел), распределение внимания, аналитико-синтетические способности и пространственное воображение у ВИЧ-инфицированных подростков развиты хуже. Также общий объем и уровень относительно простых знаний у подростков с положительным ВИЧ-статусом достоверно ниже, чем у здоровых.
• С помощью однофакторного дисперсионного анализа в данном исследовании было доказано, что влияние фактора ВИЧ-инфекции на когнитивные функции ВИЧ-положительных подростков статистически значимо в отношении объема кратковременной памяти и активного внимания, а также способности классифицировать.
Полученные результаты говорят о том, что, действительно, у ВИЧ-инфицированных подростков когнитивные функции развиты хуже, чем у здоровых. Влияние на познавательную сферу оказывает сам факт наличия вируса иммунодефицита в организме, а также ряд других факторов, большая часть из которых трудно поддается измерению.
Данная работа посвящена теме «Исследование когнитивных функций у подростков с перинатальной ВИЧ-инфекцией», ее актуальность заключается в малоизученности влияния ВИЧ-инфекции на развитие познавательной сферы у ВИЧ-положительных детей.
В теоретической части представлен обзор медико-психологических особенностей ВИЧ-инфекции, закономерностей развития когнитивных функций в подростковом возрасте, особенностей развития когнитивных функций у ВИЧ-инфицированных детей и подростков.
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: ШТУР-2 (Школьный тест умственного развития – Версия 2.0), Субтесты №3 «Аналогии», №4 «Классификации», №5 «Обобщения»; корректурная проба Б.Бурдона; проба Джекобса; тест Векслера (детский вариант): субтесты: «Осведомленность», «Арифметический», «Сходство», «Повторение цифр», «Недостающие детали», «Кубики Косса».
Применены следующие методы математической обработки: непараметрический критерий достоверности различий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Получены следующие выводы:
• Некоторые показатели когнитивной сферы ВИЧ-положительных подростков ниже в сравнении с показателями здоровых. Такие мыслительные операции, как аналогии, классификации, логические обобщения и сравнения, объем кратковременной памяти (запоминание чисел), распределение внимания, аналитико-синтетические способности и пространственное воображение у ВИЧ-инфицированных подростков развиты хуже. Также общий объем и уровень относительно простых знаний у подростков с положительным ВИЧ-статусом достоверно ниже, чем у здоровых.
• С помощью однофакторного дисперсионного анализа в данном исследовании было доказано, что влияние фактора ВИЧ-инфекции на когнитивные функции ВИЧ-положительных подростков статистически значимо в отношении объема кратковременной памяти и активного внимания, а также способности классифицировать.
Полученные результаты говорят о том, что, действительно, у ВИЧ-инфицированных подростков когнитивные функции развиты хуже, чем у здоровых. Влияние на познавательную сферу оказывает сам факт наличия вируса иммунодефицита в организме, а также ряд других факторов, большая часть из которых трудно поддается измерению.