Психофизический анализ зрительного восприятия с учетом индивидуальных различий
Аннотация
Аннотация
Данная работа посвящена теме: "Психофизический анализ зрительного восприятия с учётом индивидуальных различий", ее актуальность, заключается в практическом значении полученных результатов исследования, при профотборе на виды трудовой деятельности, в которых значимо различение пропорций предметов, а также, в расширении методологии развития зрительной сенсорно-перцептивной системы. В теоретической части представлен обзор подходов к исследованию порогов зрительного восприятия. В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: «Метод постоянных раздражителей» и «Тестовый набор для выявления функциональной асимметрии». Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы: Определено, что возрасте «14-15 лет», разброс показателей максимальный, а точность оценивания минимальная. В «16 лет», наблюдается значительное снижение разброса показателей, и увеличение точности оценки. Возраст «17-18 лет», по нашим данным, проявил самое оптимальное сочетание этих показателей, по всей выборке. С «19-22 лет» увеличивается разброс показателей и уровень отклонения от стандарта, что может говорить об ухудшении качества различения. В выборке испытуемых от «14 до 22 лет» по всем возрастам, получено достоверное различие, между полами по показателям абсолютного и дифференциального порога, и из всех этих показателей, только в 17 лет, у девушек, показатель абсолютного порога точнее, чем у юношей, а во всех остальных случаях показатели точнее у юношей. Повышение показателей «латерального профиля» в сторону функционального предпочтения левой стороны тела, положительно коррелирует с увеличением точности зрительного оценивания стимулов. Отмечено, что у психологов первого года обучения, показатели значимо точнее и менее разбросаны, чем у архитекторов первого года обучения. А к третьему году обучения показатели психологов, падают до уровня архитекторов первого года обучения.
Данная работа посвящена теме: "Психофизический анализ зрительного восприятия с учётом индивидуальных различий", ее актуальность, заключается в практическом значении полученных результатов исследования, при профотборе на виды трудовой деятельности, в которых значимо различение пропорций предметов, а также, в расширении методологии развития зрительной сенсорно-перцептивной системы. В теоретической части представлен обзор подходов к исследованию порогов зрительного восприятия. В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий: «Метод постоянных раздражителей» и «Тестовый набор для выявления функциональной асимметрии». Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы: Определено, что возрасте «14-15 лет», разброс показателей максимальный, а точность оценивания минимальная. В «16 лет», наблюдается значительное снижение разброса показателей, и увеличение точности оценки. Возраст «17-18 лет», по нашим данным, проявил самое оптимальное сочетание этих показателей, по всей выборке. С «19-22 лет» увеличивается разброс показателей и уровень отклонения от стандарта, что может говорить об ухудшении качества различения. В выборке испытуемых от «14 до 22 лет» по всем возрастам, получено достоверное различие, между полами по показателям абсолютного и дифференциального порога, и из всех этих показателей, только в 17 лет, у девушек, показатель абсолютного порога точнее, чем у юношей, а во всех остальных случаях показатели точнее у юношей. Повышение показателей «латерального профиля» в сторону функционального предпочтения левой стороны тела, положительно коррелирует с увеличением точности зрительного оценивания стимулов. Отмечено, что у психологов первого года обучения, показатели значимо точнее и менее разбросаны, чем у архитекторов первого года обучения. А к третьему году обучения показатели психологов, падают до уровня архитекторов первого года обучения.