Исследование особенностей проявления эффекта установки при усложнении процедуры оценивания стимулов

Литвин Александр Евгеньевич

Аннотация


Данная работа посвящена теме: " Исследование особенностей проявления эффекта установки при усложнении процедуры оценивания стимулов", ее актуальность заключается в поиске новых подходов для более детального исследования вопросов связанных с установочной регуляцией деятельности.

В теоретической части представлен обзор основных взглядов на понимание закономерностей проявления и развития эффекта установки, в том числе и Грузинской психологической школы под руководством Д.Н. Узнадзе.

В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:

1. Методика «Возрастающий ряд с вычитанием»
2. Методика «Возрастающий ряд с числовым Струп-эффектом»

Методы математической обработки применены корректно.

Получены следующие выводы:

1. Усложнение процедуры оценивания стимулов при решении «установочной задачи» в методике «Возрастающий ряд» не приводит к увеличению случаев отсутствия эффекта установки (иллюзий) за счет уменьшения числа ассимилятивных иллюзий. Это может быть объяснено интерференцией (наложением) когнитивных процессов при решении нескольких задач, когда при усложнении основной задачи, интерференционный эффект уменьшается.
2. Качественная модификация структуры стимулов посредством включения числового Струп-эффекта в методике «Возрастающий ряд» приводит к увеличению случаев отсутствия эффекта установки и уменьшению числа ассимилятивных иллюзий.