Изучение терроризма как социально сконструированного явления

Кадцына Анна Николаевна

Аннотация


АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена теме: «Изучение терроризма как
социально-сконструированного явления», ее актуальность заключается в
применении теории социального конструктивизма как основного
методологического подхода к проблеме изучения взаимосвязи между
образным восприятием терроризма, идентичностью респондентов и
стратегиями антитеррористической борьбы.
В теоретической части представлен обзор основ теории социального
конструктивизма и особенности современного терроризма как социального
конструкта.
В э м п и р и ч е с к о й ч а с т и и с п о л ь з о в а н с л е д у ю щ и й
психодиагностический инструментарий: опросник актуальности и
опасности основных глобальных угроз, основанный на исследовании
«Глобальные угрозы: Чего боится мир?» Гардиан, тест Куна-Макпартленда
«20 определений» и тест на стратегии конфликтного поведения Томаса-
Килмана.
Методы математической обработки применены корректно. Получены
следующие выводы:
1) Образное восприятие террориста можно разделить на два
кластера — негативный контекст-зависимый, куда входит образ маньяка-
убийцы и солдата поневоле; и позитивный контекст-независимый,
включающий образ прагматика-специалиста и романтика-идеолога.
2) Преобладание негативного контекст-зависимого кластера
связано с дезинтегрированной картиной самоопределения, где социальное
и у н и ве р с а л ь н о е Я ( ка к ч а с т ь о б щ е с т ва и ч е л о веч е с т ва )
противопоставляется Террористу-нечеловеку.
3) Склонность к более позитивному восприятию терроризма
связано с возможностью компромисса как антитеррорисической стратегии
борьбы, в то время как контекст-зависимость восприятия коррелирует со
стратегией соперничества.
4) Установлены существенные различия между восприятием
терроризма студентамим, получающими теоретическую подготовку в
области международной безопасности и студентами практико-
ориентированных направлений подготовки. Студенты-международники
склонны к более позитивному и гибкому кластеру образов и компромиссу,
в то время как у студентов Военного центра преобладает иррациональный
негативный контекст-зависимый образ терроризма и соперничество как
основная антитеррористическая стратегия.