Лингвистические маркеры рефлексии как показателя психологического здоровья (на примере арт-терапевтических групп)
Аннотация
Аннотация к магистерской диссертации на тему «Лингвистические маркеры рефлексии как показателя психологического здоровья (на примере арт-терапевтических групп» по направлению 37.04.01 «Психология».
Автор: Колодчевский Д.Е.
Актуальность работы. Перспективы исследования данной тематики заключаются в возможности формирования соответствующей системы диагностики степени рефлексивности психических процессов участников арт-терапевтических тренингов и, как следствие, повышения эффективности таких тренингов и улучшения психологического здоровья участников. Полученные результаты могут быть использованы в работе арт-терапевта при проведении групповых тренингов, оценке эффективности тренинговых упражнений, что может способствовать повышению уровня психологического здоровья их участников.
Цель работы. Выявить лингвистические маркеры, свидетельствующие о различном уровне рефлексии студентов.
Для реализации поставленной цели определены задачи исследования:
1) На основании анализа литературы рассмотреть рефлексию как показатель психологического здоровья личности.
2) Обосновать возможность исследования лингвистических маркеров рефлексии в арт-терапевтическом процессе.
3) На основании анализа литературы и контент-анализа эссе разработать рабочий классификатор лингвистических маркеров рефлексии.
4) Сравнить особенности представленности лингвистических маркеров рефлексии при описании в эссе разных тренинговых арт-терапевтических упражнений.
5) Выявить взаимосвязь выделенных лингвистических маркеров и уровня рефлексии студентов.
Методы исследования.
1) Методика определения уровня рефлексивности личности А.В. Карпова [30].
2) Лингвистический контент-анализ частоты встречающихся языковых знаков в форме слов.
3) Классификатор лингвистических маркеров авторской разработки. Содержит 205 маркеров, классифицированных на 4 группы и 9 подгрупп.
4) Метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена - непараметрический метод, используемый с целью статистического изучения связи между явлениями, т.е. двумя количественными рядами изучаемых признаков.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал представлен на 123 страницах, содержит 16 таблиц, 8 рисунков, 7 приложений. Список литературы включает в себя 70 источников.
Основные выводы. В эссе студентов участников арт-терапевтических тренингов присутствуют лингвистические показатели рефлексии, их степень представленности различается при описании впечатлений от разных тренинговых упражнений студентами с различным уровнем рефлексии.
Автор: Колодчевский Д.Е.
Актуальность работы. Перспективы исследования данной тематики заключаются в возможности формирования соответствующей системы диагностики степени рефлексивности психических процессов участников арт-терапевтических тренингов и, как следствие, повышения эффективности таких тренингов и улучшения психологического здоровья участников. Полученные результаты могут быть использованы в работе арт-терапевта при проведении групповых тренингов, оценке эффективности тренинговых упражнений, что может способствовать повышению уровня психологического здоровья их участников.
Цель работы. Выявить лингвистические маркеры, свидетельствующие о различном уровне рефлексии студентов.
Для реализации поставленной цели определены задачи исследования:
1) На основании анализа литературы рассмотреть рефлексию как показатель психологического здоровья личности.
2) Обосновать возможность исследования лингвистических маркеров рефлексии в арт-терапевтическом процессе.
3) На основании анализа литературы и контент-анализа эссе разработать рабочий классификатор лингвистических маркеров рефлексии.
4) Сравнить особенности представленности лингвистических маркеров рефлексии при описании в эссе разных тренинговых арт-терапевтических упражнений.
5) Выявить взаимосвязь выделенных лингвистических маркеров и уровня рефлексии студентов.
Методы исследования.
1) Методика определения уровня рефлексивности личности А.В. Карпова [30].
2) Лингвистический контент-анализ частоты встречающихся языковых знаков в форме слов.
3) Классификатор лингвистических маркеров авторской разработки. Содержит 205 маркеров, классифицированных на 4 группы и 9 подгрупп.
4) Метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена - непараметрический метод, используемый с целью статистического изучения связи между явлениями, т.е. двумя количественными рядами изучаемых признаков.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал представлен на 123 страницах, содержит 16 таблиц, 8 рисунков, 7 приложений. Список литературы включает в себя 70 источников.
Основные выводы. В эссе студентов участников арт-терапевтических тренингов присутствуют лингвистические показатели рефлексии, их степень представленности различается при описании впечатлений от разных тренинговых упражнений студентами с различным уровнем рефлексии.