Исследование психологического одиночества и эмпатии у студентов

Новоселова Валерия Вячеславовна

Аннотация


Одиночество является важной проблемой в современном обществе.
Психоэмоциональные проблемы человека, страдающего от одиночества, проявляются широким спектром чувств, которые в свою очередь могут приводить к депрессивным состояниям. Состоянии одиночества не заключается только в отсутствии межличностных коммуникаций или семейно-брачного статуса человека. В последние десятилетия, люди находясь в крупных городах и мегаполисах, чувствуют себя одинокими. Важность изучения такого феномена как одиночество, заключается в том, что психологическое одиночество связано с формированием дезадаптивных состояний, которые в острой форме могут вызывать неадекватные ситуации эмоциональные реакции. В том случае, если психологическое одиночество сохраняется длительно или нарастает в динамике, снижается качество жизни человека, уровень его социальной адаптации.
Ощущения психологического одиночества проявляются тягостными для
человека тоскливо-тревожными состояниями, связанные с разрывом с
окружающими людьми, возникает страх перед таким образом жизни. Такие тяжелые переживания, которые связаны с редуцированием и искажением имеющихся у человека жизненных позиций и ценностей. Люди чувствуют себя покинутыми, брошенными, никому не нужными. То есть психологическое одиночество, это не только ограничение межличностных контактов, но и особое, субъективно переживаемое состояние с негативным эмоциональным окрасом.
Вопрос одиночества интересовал как зарубежных, так и отечественных авторов. Феноменом одиночества занимались Н.Е.Покровский, Г.В. Иванченко, С.Г. Корчагина, И.В. Бабанова, Д.В. Каширский, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.М. Слободчиков, К. Роджерс, Р.С. Вейс, Л.Э. Пепло.
В современном общество одиночество – распространенное явление, в течение жизни каждый человек ощущал себя, покинутым, ненужным, а, следовательно, одиноким. Одиночество может быть обусловлено различными факторами, влияющими на качество и удовлетворенность общением. В последние годы исследователи уделяют большое внимание анализу личностных качеств, содействующих формированию психологически одинокой личности (личностные корреляты одиночества). Одним из факторов может выступать дефицит такого важного социально-психологического качества личности как эмпатия. В зависимости от уровня эмпатии, и то как человек может чувствовать другого может зависеть его уровень одиночества.
В психологии, с научных позиций, длительно изучалось понятие эмпатии. Одним из основоположников изучения этого психологического феномена, является Э.Титченер. Изучением эмпатии, с когнитивных позиций, занимались: Э.Титченер, Г.Олпорт, С.Престон, В.Дружинин, В.Зинченко,
Р.С.Немов, Б.Мещеряков. Данное понятие, рассматривается в контексте с
другими личностными особенностями людей. Эмпатия представляет из себя, психологическую способность людей понимать переживания друг друга, что влияет на построение межличностного общения.
Эмпатия является комплексом интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, которые развиваются совместно и влияют друг на друга.
Таким образом, можно сказать, что эмпатия, является составляющей формирования, морально-нравственного облика человека, как качества обуславливающее взаимоотношения с окружающими людьми.
Исследование взаимосвязи психологического одиночества и эмпатии и легло в основу нашего исследования.
Объект исследования: психологические феномены одиночества и эмпатии.
Предмет исследования: взаимосвязь одиночества и эмпатии у студентов.
Цель работы: изучить характер взаимосвязи одиночество и эмпатии у студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты одиночества как социальнопсихологического явления.
2. Провести теоретический анализ понятия эмпатии.
3. Проанализировать, насколько актуальны проблемы одиночества и
эмпатии в студенческой среде.
4. Провести эмпирическое исследование психологического одиночества и эмпатии на студенческой выборке.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь между показателями уровней психологического
одиночества и эмпатии у студентов.
2. Существует связь между уровнями эмпатии и видами одиночества
у студентов.
Методики исследования:
1. Шкала оценки уровня одиночества UCLA (University California LosAngeles) Д. Рассела и М.Фергюсена.
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г.Корчагиной
3. Опросник И.М Юсупова «Эмпатийый потенциал личности»