Исследование взаимосвязи сценического волнения и личностных особенностей музыкантов-исполнителей
Аннотация
Деструктивное сценическое волнение является фактором, мешающим успешной музыкально-исполнительской деятельности, так как оно негативно влияет на качество публичного выступления.
В данной работе изучается феномен сценического волнения во взаимосвязи с личностными особенностями музыканта-исполнителя для понимания природы этого явления и последующей адекватной корректировки.
Объектом исследования явился феномен сценического волнения в условиях концертного исполнительства.
Предметом исследования стала взаимосвязь сценического волнения и компонентов личностной сферы музыкантов-исполнителей. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (80 источников) и приложения, включающего в себя инструкции к методикам, бланки применявшихся методик и таблицы с баллами, полученными в результате исследования. Объем магистерской диссертации 104 страница, на которых размещены 13 рисунков и 6 таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы, указываются методы и эмпирическая база, а также этапы проведения исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава включает в себя обзор иностранной и отечественной литературы по теме сценическое волнение. Представлены разделы, посвященные исследованию: источников сценического волнения, особенностей ситуации музыкального исполнительства, стресса как фактора возникновения сценического волнения, особенностей личности музыканта, влияющие на сценическое волнение. Выводы по первой главе представляют собой итоги по изучению теоретического материала.
Вторая глава посвящена эмпирической части исследования. В ней представлено описание организации и методов проведенного исследования и результатов, полученных по всем использованным методикам: по методике с использованием шкалы Дембо – Рубинштейн, тест-опроснику Спилбергера – Ханина для изучения личностной и ситуативной тревожности, тест-опроснику Е. Бажина, на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, тест-опроснику для измерения мотивации достижения М. Магомед-Эминова, опроснику для оценки степени выраженности профессионально важных качеств у музыкантов-исполнителей. Также в главе представлен корреляционный и дисперсионный анализ результатов исследования.
Выводы по главе 2 включают в себя основные результаты эмпирического исследования.
В заключении в обобщенном виде изложены результаты теоретической и эмпирической частей работы, а также выводы по выдвинутым гипотезам, обоснована практическая значимость исследования и описаны возможные перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.
В данной работе изучается феномен сценического волнения во взаимосвязи с личностными особенностями музыканта-исполнителя для понимания природы этого явления и последующей адекватной корректировки.
Объектом исследования явился феномен сценического волнения в условиях концертного исполнительства.
Предметом исследования стала взаимосвязь сценического волнения и компонентов личностной сферы музыкантов-исполнителей. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (80 источников) и приложения, включающего в себя инструкции к методикам, бланки применявшихся методик и таблицы с баллами, полученными в результате исследования. Объем магистерской диссертации 104 страница, на которых размещены 13 рисунков и 6 таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы, указываются методы и эмпирическая база, а также этапы проведения исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава включает в себя обзор иностранной и отечественной литературы по теме сценическое волнение. Представлены разделы, посвященные исследованию: источников сценического волнения, особенностей ситуации музыкального исполнительства, стресса как фактора возникновения сценического волнения, особенностей личности музыканта, влияющие на сценическое волнение. Выводы по первой главе представляют собой итоги по изучению теоретического материала.
Вторая глава посвящена эмпирической части исследования. В ней представлено описание организации и методов проведенного исследования и результатов, полученных по всем использованным методикам: по методике с использованием шкалы Дембо – Рубинштейн, тест-опроснику Спилбергера – Ханина для изучения личностной и ситуативной тревожности, тест-опроснику Е. Бажина, на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, тест-опроснику для измерения мотивации достижения М. Магомед-Эминова, опроснику для оценки степени выраженности профессионально важных качеств у музыкантов-исполнителей. Также в главе представлен корреляционный и дисперсионный анализ результатов исследования.
Выводы по главе 2 включают в себя основные результаты эмпирического исследования.
В заключении в обобщенном виде изложены результаты теоретической и эмпирической частей работы, а также выводы по выдвинутым гипотезам, обоснована практическая значимость исследования и описаны возможные перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.