Исследование субъективного благополучия учителя
Аннотация
Настоящая аттестационная работа посвящена исследованию субъективного благополучия учителей, работающих с нормотипичными учащимися и учителей работающих в коррекционных школах с особенными детьми.Данная тема актуальна в связи с тем, что субъективное благополучие является неотъемлемой частью человека, а учителя который несет знания ученикам и взращивает будущее поколение, является большой ценностью.
Весомый вклад в понимание феномена субъективного благополучия сделали отечественные и зарубежные исследователи, такие как: М.О. Батурин, Р.А. Березовская, А.В. Воронина, Т.В. Данильченко С.А. Дружилов, Я.И. Иванова, Л.В. Куликов, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, D. Anaby, N. Bradburn, J.R. Hackman, M. Jahoda, T.A. Judge, C.L. M. Keyes, R.M. Ryan и др.
Как указано в исследованиях, большое значение придается благополучию в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития профессионального стресса. Особую актуальность данная проблема приобретает для специалистов социальной сферы деятельности, работа которых связана с непосредственным взаимодействием с людьми, к числу которых относится и профессия педагога. Ее относят к категории «риска», как наиболее, по сравнению с другими профессиями, подверженной профессиональной деформации и психическому выгоранию. Переживание счастья и положительных эмоций имеет благотворное влияние как на жизнь педагога в целом, так и на профессиональную сферу. Особую актуальность проблема приобретает в случае работы учителей в коррекционных школах с особенными детьми. Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль педагога так важна — от него зависит будущее учеников. В связи с этим становится очевидной актуальность данной темы, а также необходимость поиска ответа на вопрос: каковы особенности субъективного благополучия учителя?
Объектом исследования является субъективное благополучие учителей.
Предметом исследования являются выявление особенностей субъективного благополучия учителей, работающих с нормотипичными учащимися и учителей, работающих в коррекционных школах с особенными детьми.
Целью данного исследования является выявление особенностей субъективного благополучия учителей, работающих с нормотипичными учащимися и учителей, работающих в коррекционных школах с особенными детьми.
В первой главе «Теоретические основы изучения субъективного благополучия» нами рассматривалось понятие субъективного благополучия, его структура и роль в деятельности учителя.
Анализ литературы показал, что понятие субъективное благополучие неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, является «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
В качестве рабочего определения в нашей работе принято следующее: субъективное благополучие личности представляет собой интегральное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. Оно характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения. В структуре субъективного благополучия выделяют эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, Эго-благополучие, гедонистическое благополучие и социально-нормативное благополучие.
Во второй главе нами осуществлялось эмпирическое исследование субъективного благополучия учителя и описывались результаты.
Гипотезы исследования:
1. Уровень субъективного благополучия учителей отрицательно связан с уровнем депрессивности и положительно связан с эмоциональным интеллектом.
2. Учителя, работающие с особенными детьми субъективно благополучнее, обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта и в меньшей степени склонны к депрессивности, чем учителя, работающие с нормотипичными детьми.
3. Уровень субъективного благополучия учителей различается в зависимости от пола, стажа, возраста и удовлетворенности работой.
База исследования. Эмпирическое исследование, проводилось на базе общеобразовательных школ г. Екатеринбурга, МБОУ СОШ №18; МАОУ СОШ № 106; МБОУ СОШ №79; МАОУ СОШ №121; и коррекционных школ ГКОУ СО «ШИ №17»; ГБОУ «ЕШИ №12»; ГБОУ СО «ЕШИ №10». В данном исследовании участвовали 90 учителей, из которых 44 работают в общеобразовательной школе с нормотипичными детьми (10 мужчин и 34 женщины) и 46 работают в коррекционных школах с особенными детьми (6 мужчин и 40 женщин).
Методы исследования: основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий. В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики субъективного благополучия личности Шамионова Р.М. и Бесковой Т.В.
2. Шкала (тест-опросник) депрессии Бека А.Т.
3. Тест на эмоциональный интеллект Холла Н.
Эмпирическое исследование показало, что структуре субъективного благополучия учителя наиболее выражен социально-нормативный компонент, то есть значимость осуществляемой деятельности и возможность поступать в соответствии со своими морально-нравственными ориентирами. При этом учителя умеренно благополучны, более половины учителей имеют симптомы депрессии. Их эмоциональный интеллект имеет средний уровень, что позволяет им распознавать свои и чужие эмоции, управлять своим поведением, управлять конфликтами, настраиваться на определенное настроение, отметать негативные эмоции, переключаться.
Обнаружены достоверные связи субъективного благополучия с депрессией и эмоциональным интеллектом. Чем выше способность к пониманию собственных эмоций и реакций, к самоконтролю, к распознаванию и контролю чужих эмоциональных реакций, тем выше субъективное благополучие, удовлетворенность собой, способность достигать своих целей, удовлетворять свои потребности и желания, и действовать, опираясь на свои морально-нравственные ориентиры.
Обнаружено, что чем меньше уровень депрессии, тем выше эмоциональный интеллект, способность контролировать свои эмоции, гибкость, способность к самоорганизации и способность воздействовать на чужие эмоции, побуждать к действию.
Исследование показало достоверные различия между учителями, работающими с нормотипичными и особенными детьми. Учителя, работающие с особенными детьми большей степени удовлетворены своей жизнью, получают удовольствие от своей деятельности, меньше подвержены депрессии, раздражительности, пессимизму, умеют видеть позитивное даже в неприятных ситуациях, чем учителя, работающие с нормотипичными детьми. Также учителя, работающие с особенными детьми обладают большей эмоциональной осведомленностью, лабильностью, лучше управляют своими и чужими эмоциями, чем учителя работающие в обычных школах.
Обнаружено, что молодые учителя субъективно благополучнее, чем учителя старшего возраста. Молодые учителя демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем учителя старшего возраста.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы подтверждены. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе психолога, педагога-психолога общеобразовательных и коррекционных школ.
Весомый вклад в понимание феномена субъективного благополучия сделали отечественные и зарубежные исследователи, такие как: М.О. Батурин, Р.А. Березовская, А.В. Воронина, Т.В. Данильченко С.А. Дружилов, Я.И. Иванова, Л.В. Куликов, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, D. Anaby, N. Bradburn, J.R. Hackman, M. Jahoda, T.A. Judge, C.L. M. Keyes, R.M. Ryan и др.
Как указано в исследованиях, большое значение придается благополучию в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития профессионального стресса. Особую актуальность данная проблема приобретает для специалистов социальной сферы деятельности, работа которых связана с непосредственным взаимодействием с людьми, к числу которых относится и профессия педагога. Ее относят к категории «риска», как наиболее, по сравнению с другими профессиями, подверженной профессиональной деформации и психическому выгоранию. Переживание счастья и положительных эмоций имеет благотворное влияние как на жизнь педагога в целом, так и на профессиональную сферу. Особую актуальность проблема приобретает в случае работы учителей в коррекционных школах с особенными детьми. Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль педагога так важна — от него зависит будущее учеников. В связи с этим становится очевидной актуальность данной темы, а также необходимость поиска ответа на вопрос: каковы особенности субъективного благополучия учителя?
Объектом исследования является субъективное благополучие учителей.
Предметом исследования являются выявление особенностей субъективного благополучия учителей, работающих с нормотипичными учащимися и учителей, работающих в коррекционных школах с особенными детьми.
Целью данного исследования является выявление особенностей субъективного благополучия учителей, работающих с нормотипичными учащимися и учителей, работающих в коррекционных школах с особенными детьми.
В первой главе «Теоретические основы изучения субъективного благополучия» нами рассматривалось понятие субъективного благополучия, его структура и роль в деятельности учителя.
Анализ литературы показал, что понятие субъективное благополучие неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, является «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
В качестве рабочего определения в нашей работе принято следующее: субъективное благополучие личности представляет собой интегральное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. Оно характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения. В структуре субъективного благополучия выделяют эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, Эго-благополучие, гедонистическое благополучие и социально-нормативное благополучие.
Во второй главе нами осуществлялось эмпирическое исследование субъективного благополучия учителя и описывались результаты.
Гипотезы исследования:
1. Уровень субъективного благополучия учителей отрицательно связан с уровнем депрессивности и положительно связан с эмоциональным интеллектом.
2. Учителя, работающие с особенными детьми субъективно благополучнее, обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта и в меньшей степени склонны к депрессивности, чем учителя, работающие с нормотипичными детьми.
3. Уровень субъективного благополучия учителей различается в зависимости от пола, стажа, возраста и удовлетворенности работой.
База исследования. Эмпирическое исследование, проводилось на базе общеобразовательных школ г. Екатеринбурга, МБОУ СОШ №18; МАОУ СОШ № 106; МБОУ СОШ №79; МАОУ СОШ №121; и коррекционных школ ГКОУ СО «ШИ №17»; ГБОУ «ЕШИ №12»; ГБОУ СО «ЕШИ №10». В данном исследовании участвовали 90 учителей, из которых 44 работают в общеобразовательной школе с нормотипичными детьми (10 мужчин и 34 женщины) и 46 работают в коррекционных школах с особенными детьми (6 мужчин и 40 женщин).
Методы исследования: основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий. В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики субъективного благополучия личности Шамионова Р.М. и Бесковой Т.В.
2. Шкала (тест-опросник) депрессии Бека А.Т.
3. Тест на эмоциональный интеллект Холла Н.
Эмпирическое исследование показало, что структуре субъективного благополучия учителя наиболее выражен социально-нормативный компонент, то есть значимость осуществляемой деятельности и возможность поступать в соответствии со своими морально-нравственными ориентирами. При этом учителя умеренно благополучны, более половины учителей имеют симптомы депрессии. Их эмоциональный интеллект имеет средний уровень, что позволяет им распознавать свои и чужие эмоции, управлять своим поведением, управлять конфликтами, настраиваться на определенное настроение, отметать негативные эмоции, переключаться.
Обнаружены достоверные связи субъективного благополучия с депрессией и эмоциональным интеллектом. Чем выше способность к пониманию собственных эмоций и реакций, к самоконтролю, к распознаванию и контролю чужих эмоциональных реакций, тем выше субъективное благополучие, удовлетворенность собой, способность достигать своих целей, удовлетворять свои потребности и желания, и действовать, опираясь на свои морально-нравственные ориентиры.
Обнаружено, что чем меньше уровень депрессии, тем выше эмоциональный интеллект, способность контролировать свои эмоции, гибкость, способность к самоорганизации и способность воздействовать на чужие эмоции, побуждать к действию.
Исследование показало достоверные различия между учителями, работающими с нормотипичными и особенными детьми. Учителя, работающие с особенными детьми большей степени удовлетворены своей жизнью, получают удовольствие от своей деятельности, меньше подвержены депрессии, раздражительности, пессимизму, умеют видеть позитивное даже в неприятных ситуациях, чем учителя, работающие с нормотипичными детьми. Также учителя, работающие с особенными детьми обладают большей эмоциональной осведомленностью, лабильностью, лучше управляют своими и чужими эмоциями, чем учителя работающие в обычных школах.
Обнаружено, что молодые учителя субъективно благополучнее, чем учителя старшего возраста. Молодые учителя демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем учителя старшего возраста.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы подтверждены. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе психолога, педагога-психолога общеобразовательных и коррекционных школ.