Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14 - 17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью
Аннотация
Выпускная квалификационная работа Шаньгиной Елены Петровны на тему «Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14 – 17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью».
Аннотация. Данная работа посвящена изучению толерантности к неопределенности подростков 14 – 17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного образования в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, и малой изученностью толерантности к неопределенности подростков и ее связи с факторами, способствующими эффективности и успешности.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что толерантность к неопределенности старших подростков положительно связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
В теоретическом обзоре анализируются основные подходы к изучению толерантности к неопределенности (Э. Френкель – Брунсвик, Д. МакЛейн,
Е. Г. Луковицкая, Т. В. Корнилова); рассматривается концепция ментальных ресурсов субъекта Хазовой С. А.; обсуждаются результаты экспериментальных исследований особенностей толерантности к неопределенности старших подростков (К. Стойчева, F. Zenansi, M. Besancon, T. Lubard, Неяскина Ю. Ю., Пронькина В. О., Холостова Н. Б., Гимлеханова Э. Н.).
Отмечается, что в современных исследованиях недостаточно представлены данные об особенностях толерантности к неопределенности старших подростков и ее взаимосвязях с предикторами успешности.
В эмпирической части работы проводится исследование связи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью старших подростков, выявлены различия толерантности к неопределенности у юношей и девушек 14 – 17 лет.
В качестве методик исследования выступили: «Шкала общей толерантности к неопределенности» (Д. МакЛейн, 1993; Е. Г. Луковицкая, 1998) в адаптации Е. Н. Осина (2010); Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2006); «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством
Р. Кричевского, 2011); Шкала «Автономия» из опросника «Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005). Математическая обработка данных осуществлялась с использованием программ Exсell и SPSS 17.0.
На предварительном этапе в исследовании приняли участие 195 подростков (83 юноши и 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. Всего на втором этапе приняли участие 72 человека, среди них 45 девушек и 27 юношей 14 – 17 лет.
В результате исследования была определена связь толерантности к неопределенности с возрастом – чем старше подросток, тем он более спокойно относится к ситуациям неопределенности и даже предпочитает их. Толерантные к неопределенности подростки обладают более высоким уровнем развития мотивации достижения, самоэффективности, автономии.
Интегральный показатель толерантности к неопределенности подростков связан с общей самоэффективностью и автономией, а также с мотивацией к успеху у юношей. Положительное отношение старших подростков к неопределенным ситуациям связано с автономией, высокой мотивацией достижения. Предпочтение таких ситуаций связано с предметной и коммуникативной компетентностью, высоким уровнем самостоятельности подростков. У юношей более выражен общий показатель толерантности к неопределенности. Эта особенность проявляется за счет таких параметров, как «отношение к новизне», «отношение к неопределенным ситуациям» и частично «предпочтение неопределенности». Юноши более открыты новому опыту, чем девушки. Максимально сглажены различия по параметру «отношение к сложным задачам»: у юношей отношение к сложным задачам связано с мотивацией достижения, а у девушек – с автономией и предметной компетентностью. У юношей самоэффективность (в предметном и коммуникативном плане) связана с положительным отношением к ситуациям неопределенности. У девушек самоэффективность не сопряжена с отношением к неопределенности.
Ключевые слова: толерантность к неопределенности, личностные ресурсы, старшие подростки.
Аннотация. Данная работа посвящена изучению толерантности к неопределенности подростков 14 – 17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного образования в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, и малой изученностью толерантности к неопределенности подростков и ее связи с факторами, способствующими эффективности и успешности.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что толерантность к неопределенности старших подростков положительно связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
В теоретическом обзоре анализируются основные подходы к изучению толерантности к неопределенности (Э. Френкель – Брунсвик, Д. МакЛейн,
Е. Г. Луковицкая, Т. В. Корнилова); рассматривается концепция ментальных ресурсов субъекта Хазовой С. А.; обсуждаются результаты экспериментальных исследований особенностей толерантности к неопределенности старших подростков (К. Стойчева, F. Zenansi, M. Besancon, T. Lubard, Неяскина Ю. Ю., Пронькина В. О., Холостова Н. Б., Гимлеханова Э. Н.).
Отмечается, что в современных исследованиях недостаточно представлены данные об особенностях толерантности к неопределенности старших подростков и ее взаимосвязях с предикторами успешности.
В эмпирической части работы проводится исследование связи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью старших подростков, выявлены различия толерантности к неопределенности у юношей и девушек 14 – 17 лет.
В качестве методик исследования выступили: «Шкала общей толерантности к неопределенности» (Д. МакЛейн, 1993; Е. Г. Луковицкая, 1998) в адаптации Е. Н. Осина (2010); Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2006); «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством
Р. Кричевского, 2011); Шкала «Автономия» из опросника «Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005). Математическая обработка данных осуществлялась с использованием программ Exсell и SPSS 17.0.
На предварительном этапе в исследовании приняли участие 195 подростков (83 юноши и 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. Всего на втором этапе приняли участие 72 человека, среди них 45 девушек и 27 юношей 14 – 17 лет.
В результате исследования была определена связь толерантности к неопределенности с возрастом – чем старше подросток, тем он более спокойно относится к ситуациям неопределенности и даже предпочитает их. Толерантные к неопределенности подростки обладают более высоким уровнем развития мотивации достижения, самоэффективности, автономии.
Интегральный показатель толерантности к неопределенности подростков связан с общей самоэффективностью и автономией, а также с мотивацией к успеху у юношей. Положительное отношение старших подростков к неопределенным ситуациям связано с автономией, высокой мотивацией достижения. Предпочтение таких ситуаций связано с предметной и коммуникативной компетентностью, высоким уровнем самостоятельности подростков. У юношей более выражен общий показатель толерантности к неопределенности. Эта особенность проявляется за счет таких параметров, как «отношение к новизне», «отношение к неопределенным ситуациям» и частично «предпочтение неопределенности». Юноши более открыты новому опыту, чем девушки. Максимально сглажены различия по параметру «отношение к сложным задачам»: у юношей отношение к сложным задачам связано с мотивацией достижения, а у девушек – с автономией и предметной компетентностью. У юношей самоэффективность (в предметном и коммуникативном плане) связана с положительным отношением к ситуациям неопределенности. У девушек самоэффективность не сопряжена с отношением к неопределенности.
Ключевые слова: толерантность к неопределенности, личностные ресурсы, старшие подростки.