Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива
Аннотация
Цель исследования: определить различия психологической адаптации учащихся пятых классов в условиях старого и нового коллективов.
При проведении исследования были использованы теоретический, психодиагностический и статистический методы. В эмпирической части были использованы следующие методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреевой, «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреевой, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
В первой главе работы проведен теоретический анализ разработанности проблемы адаптации учащихся пятых классов, в том числе в условиях нового коллектива. Представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на проблему адаптации пятиклассников, а также проведен анализ актуальной ситуации развития пятиклассника в средней школе.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования психологической адаптации пятиклассников, проведен анализ различий в протекании адаптации у учеников в новых и старых коллективах. Также проанализированы результаты индивидуальной коррекционной работы с дезадаптированными учениками, и составлены рекомендации по дальнейшей психолого-педагогической работе с коллективами новых классов.
Полученные результаты позволили подтвердить гипотезу о значимых различиях в протекании адаптации у пятиклассников в новых и старых коллективах, конкретизировать данные различия. Была подтверждена эффективность индивидуальной коррекционной работы при профилактике дезадаптации. Обозначены перспективы дальнейших исследований по обозначенному вопросу.
При проведении исследования были использованы теоретический, психодиагностический и статистический методы. В эмпирической части были использованы следующие методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреевой, «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреевой, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
В первой главе работы проведен теоретический анализ разработанности проблемы адаптации учащихся пятых классов, в том числе в условиях нового коллектива. Представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на проблему адаптации пятиклассников, а также проведен анализ актуальной ситуации развития пятиклассника в средней школе.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования психологической адаптации пятиклассников, проведен анализ различий в протекании адаптации у учеников в новых и старых коллективах. Также проанализированы результаты индивидуальной коррекционной работы с дезадаптированными учениками, и составлены рекомендации по дальнейшей психолого-педагогической работе с коллективами новых классов.
Полученные результаты позволили подтвердить гипотезу о значимых различиях в протекании адаптации у пятиклассников в новых и старых коллективах, конкретизировать данные различия. Была подтверждена эффективность индивидуальной коррекционной работы при профилактике дезадаптации. Обозначены перспективы дальнейших исследований по обозначенному вопросу.