Психологический стресс учителей средней школы в процессе реформирования образования
Аннотация
Вопросы реформирования российского образования волнуют всех участников образовательного процесса. В фокусе внимания данной работы находится исследование влияния многочисленных изменений образовательной среды на развитие профессиональных стрессов у педагогов, а также поиск средств психологической коррекции и профилактики негативных психологических явлений (эмоциональное выгорание, психологический стресс).
Содержание и условия педагогической деятельности изначально сопряжены с высоким риском развития профессиональных стрессов]. В большинстве существующих программ профилактики и коррекции психологического стресса большое внимание уделяется развитию индивидуальных навыков совладания, изменению ментального пространства субъектов без учета среды, в которой субъекты труда выполняют профессиональную деятельность.
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между существованием объективных изменений условий труда педагога и потребностью включения этих изменений в смысловую сферу личности педагога для выработки стратегий совладания с неопределенностью, изменчивостью условий профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить влияние меняющихся условий профессиональной деятельности на развитие психологического стресса у учителей средней.
Методологическая база исследования: концепции стресса Г. Селье, Р. Лазаруса; концепция эмоционального выгорания В. Бойко, изучение характера взаимодействия человека и окружающей среды как телеономически ориентированной системной активности (Б. Ф. Ломов, С.Я. Рубинштейн, П. К. Анохин); теория самоэффективности (А. Бандура); концепция ментальных ресурсов субъекта (С. А. Хазова); постнеклассические подходы психологического консультирования: нарративный подход, ориентированная на решение терапия, краткосрочные методы консультирования, позитивная психология; принципы проведения социально-психологического тренинга (М. Форвег, К. Фопель, К. Роджерс, Л. А. Петровский)
При подготовке дипломной работы были использованы следующие методы: теоретический анализ источников, наблюдение (в период прохождения педагогической практики), экспериментальные методы, педагогическое проектирование.
Практический результат работы. Разработка программы профилактики профессионального стресса педагогов образовательной организации. Результаты деятельности были представлены на круглом столе педагогов-психологов образовательных организаций «Вопросы профессионального здоровья педагогов» (дистанционный формат, 27.08.20).
Дипломная работа включает в себя следующие элементы: содержание, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Содержание и условия педагогической деятельности изначально сопряжены с высоким риском развития профессиональных стрессов]. В большинстве существующих программ профилактики и коррекции психологического стресса большое внимание уделяется развитию индивидуальных навыков совладания, изменению ментального пространства субъектов без учета среды, в которой субъекты труда выполняют профессиональную деятельность.
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между существованием объективных изменений условий труда педагога и потребностью включения этих изменений в смысловую сферу личности педагога для выработки стратегий совладания с неопределенностью, изменчивостью условий профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить влияние меняющихся условий профессиональной деятельности на развитие психологического стресса у учителей средней.
Методологическая база исследования: концепции стресса Г. Селье, Р. Лазаруса; концепция эмоционального выгорания В. Бойко, изучение характера взаимодействия человека и окружающей среды как телеономически ориентированной системной активности (Б. Ф. Ломов, С.Я. Рубинштейн, П. К. Анохин); теория самоэффективности (А. Бандура); концепция ментальных ресурсов субъекта (С. А. Хазова); постнеклассические подходы психологического консультирования: нарративный подход, ориентированная на решение терапия, краткосрочные методы консультирования, позитивная психология; принципы проведения социально-психологического тренинга (М. Форвег, К. Фопель, К. Роджерс, Л. А. Петровский)
При подготовке дипломной работы были использованы следующие методы: теоретический анализ источников, наблюдение (в период прохождения педагогической практики), экспериментальные методы, педагогическое проектирование.
Практический результат работы. Разработка программы профилактики профессионального стресса педагогов образовательной организации. Результаты деятельности были представлены на круглом столе педагогов-психологов образовательных организаций «Вопросы профессионального здоровья педагогов» (дистанционный формат, 27.08.20).
Дипломная работа включает в себя следующие элементы: содержание, две главы, заключение, список литературы, приложения.