Исследование психологических предикторов академической успеваемости учащихся языковой школы
Аннотация
Актуальность темы связана с тем, что в подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, которая сопровождается эмансипацией от взрослых и возрастанием значимости сверстников в жизни подростка. В образовательном процессе для этого периода типичны снижение успеваемости, падение интереса к учебе.
Падение успеваемости беспокоит и учителей, и родителей, понимающих, что знания, полученные на данном этапе обучения, закладывают основу для дальнейшей успешной учебы в школе, в вузе, для получения востребованной в обществе профессии. Но далеко не все они понимают, что в младшем подростковом возрасте развитие интеллекта, мотивация учебной деятельности, интерес к учебе связаны с отношениями школьника с одноклассниками, социокультурным контекстом класса, школы, которые могут способствовать развитию личности подростка, либо сдерживать его.
В исследовании были использованы методики: методика изучения мотивации учения подростков (5-7 класс) М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой; Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ), разработанный Н. А. Батуриным, Н. А. Курганским, И. М. Дашковым, Л. К. Федоровой; Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено.
Гипотеза о том, что существует связь между академической успеваемостью и уровнем мотивации учебной деятельности шестиклассников, подтвердилась только на выборке учащихся с хорошей успеваемостью.
Также гипотеза о том, что существует связь между академической успеваемостью и социометрическим статусом учащихся, подтвердилась только на выборке учащихся с удовлетворительной успеваемостью.
Гипотеза о том, что существует прямая связь между академической успеваемостью и уровнем интеллекта учащихся, не подтвердилась.
Падение успеваемости беспокоит и учителей, и родителей, понимающих, что знания, полученные на данном этапе обучения, закладывают основу для дальнейшей успешной учебы в школе, в вузе, для получения востребованной в обществе профессии. Но далеко не все они понимают, что в младшем подростковом возрасте развитие интеллекта, мотивация учебной деятельности, интерес к учебе связаны с отношениями школьника с одноклассниками, социокультурным контекстом класса, школы, которые могут способствовать развитию личности подростка, либо сдерживать его.
В исследовании были использованы методики: методика изучения мотивации учения подростков (5-7 класс) М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой; Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ), разработанный Н. А. Батуриным, Н. А. Курганским, И. М. Дашковым, Л. К. Федоровой; Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено.
Гипотеза о том, что существует связь между академической успеваемостью и уровнем мотивации учебной деятельности шестиклассников, подтвердилась только на выборке учащихся с хорошей успеваемостью.
Также гипотеза о том, что существует связь между академической успеваемостью и социометрическим статусом учащихся, подтвердилась только на выборке учащихся с удовлетворительной успеваемостью.
Гипотеза о том, что существует прямая связь между академической успеваемостью и уровнем интеллекта учащихся, не подтвердилась.