Половозрастные различия уровня развития нейрокогнитивных функций у детей дошкольного возраста
Аннотация
Цель работы - выявить половозрастные различия в уровне развития нейрокогнитивных функций у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В работе была использована компьютерная версия комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста, разработанную на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ под руководством Киселёва С.Ю. В эту методику вошли пробы из двух батарей тестов - методики NEPSY, а также пробы из детской нейропсихологической методики, разработанной под руководством Т.В.Ахутиной.
В теоретической части рассматриваются понятие когнитивных функций и мозговые механизмы когнитивного развития дошкольника, а также охватываются вопросы, связанные с развитием когнитивных функций у детей дошкольного возраста, таких как память, мышление, внимание, восприятие и речевые функции. Кроме того, представлен обзор о межполовых различиях развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста и нейропсихологический подход к оценке когнитивного развития детей. В экспериментальной части работы представлены описание выборки, методики и процедуры обследования детей. Даны результаты по всем пробам, сравнительный анализ и обсуждение результатов.
В рамках проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. У детей дошкольного возраста в период с 4 до 6 лет наблюдается интенсивное развитие гностических и речевых функций, а также памяти на лица.
2. Обнаружено неравномерное развитие когнитивных функций у детей в период с 4 до 6 лет.
3. В период с 4 до 6 лет не выявлена динамика в развитии функций регуляции и контроля номинативной функции речи, а именно на способность к называнию частей тела.
Можно заключить, что у детей в период с 4 до 6 лет происходит неравномерность развития нейрокогнитивных функций.
В работе была использована компьютерная версия комплексного нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста, разработанную на кафедре клинической психологии и психофизиологии УрФУ под руководством Киселёва С.Ю. В эту методику вошли пробы из двух батарей тестов - методики NEPSY, а также пробы из детской нейропсихологической методики, разработанной под руководством Т.В.Ахутиной.
В теоретической части рассматриваются понятие когнитивных функций и мозговые механизмы когнитивного развития дошкольника, а также охватываются вопросы, связанные с развитием когнитивных функций у детей дошкольного возраста, таких как память, мышление, внимание, восприятие и речевые функции. Кроме того, представлен обзор о межполовых различиях развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста и нейропсихологический подход к оценке когнитивного развития детей. В экспериментальной части работы представлены описание выборки, методики и процедуры обследования детей. Даны результаты по всем пробам, сравнительный анализ и обсуждение результатов.
В рамках проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. У детей дошкольного возраста в период с 4 до 6 лет наблюдается интенсивное развитие гностических и речевых функций, а также памяти на лица.
2. Обнаружено неравномерное развитие когнитивных функций у детей в период с 4 до 6 лет.
3. В период с 4 до 6 лет не выявлена динамика в развитии функций регуляции и контроля номинативной функции речи, а именно на способность к называнию частей тела.
Можно заключить, что у детей в период с 4 до 6 лет происходит неравномерность развития нейрокогнитивных функций.