Взаимосвязь совместного внимания у детей раннего возраста с развитием коммуникативных навыков

Иванова Кристина Леонидовна

Аннотация


Цель работы – выявление взаимосвязи между особенностями глазодвигательных реакций и уровнем коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
В исследовании использовались Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (The MacArthur CDI) и пробы «visual search» («визуальный поиск»), «gaze following» («слежение за взглядом»), предъявляющиеся с помощью айтрекера.
В первой главе произведён анализ на тему феномена речи и развития речи в онтогенезе; были выделены две основные функции речи: когнитивная и коммуникативная, а также виды речи: экспрессивная и рецептивная.
Во второй главе произведён анализ литературы на тему феномена совместного внимания, его развития в онтогенезе и его связи с развитием экспрессивной и рецептивной речи у детей раннего возраста.
В третьей описано экспериментальное исследование, направленное на выявление связи между глазодвигательными реакциями у детей в 10 месяцев и развитием у них экспрессивной и рецептивной речи в 14 месяцев. Для проведения эксперимента была набрана выборка типично развивающихся и недоношенных детей в возрасте 10 месяцев и 14 месяцев.
На основе полученных результатов и проанализированной литературы были сделаны выводы о связи слежения за взглядом в 10 месяцев и развития рецептивной и экспрессивной речи в 14 месяцев.