Исследование субъективного ощущения одиночества и фрустрации у студентов
Аннотация
Работа посвящена изучению взаимосвязи психологического одиночества и фрустрации. Рассмотрены теоретические аспекты психологического одиночества и фрустрации. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей одиночества и фрустрированности у студентов первого курса. В исследовании по уровню субъективного ощущения одиночества были выделены подгруппы психологически одиноких и неодиноких студентов. Установлены основные виды одиночества, которые чаще переживают студенты первого курса – диссоциированное и отчуждающее одиночество. Выявлены достоверные различия по уровню фрустрированности между психологически одинокими и неодинокими студентами. С помощью корреляционного анализа зафиксированы значимые положительные корреляции шкалы общего переживания одиночества с фрустрацией, тревожностью и ригидностью. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что высокий уровень фрустрированности является одним из факторов, порождающих риски интенсивного переживания одиночества. Также, психологически одиноким студентам сложнее справляться с трудными жизненными ситуациями, а психологическое одиночество может препятствовать развитию фрустрационной толерантности