Влияние нейропсихологических развивающих занятий на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста

Югова Ирина Александровна

Аннотация


Магистерская диссертация выполнена в рамках клинической психологии. Цель данного исследования – выявить влияние коррекционно-развивающей программы, основанной на нейропсихологической парадигме, на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста.
Магистерская диссертация посвящена изучению развития нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста. А также рассмотрению комплекса современных коррекционно-развивающих программ. Акцент сделан на нейропсихологическом подходе к коррекции и развитию детей: методе замещающего онтогенеза. На основании этого метода была разработана коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста. Материалом для исследования послужили труды современных российских специалистов в области детской психологии: А.Р. Лурия, Ж. М. Глозман, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой и других.
В исследовательской части магистерской диссертации проводится анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп детей дошкольного возраста, после того, как одна из групп – экспериментальная, закончила заниматься по коррекционно-развивающей программе. Диагностика нейропсихологических функций проводилась с помощью компьютерной версии нейропсихологического тестирования. Для выявления достоверного влияния коррекционно-развивающей программы на эффективность выполнения нейропсихологических проб, был использован двухфакторный дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями.
В результате исследования было выявлено, что методика, основанная на нейропсихологической парадигме, оказывает избирательный эффект на нейрокогнитивные функции детей дошкольного возраста. Указано, на какие нейропсихологические функции коррекционно-развивающие занятия оказали положительное влияние, а на какие – воздействия не оказали.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая программа, нейропсихологический подход, нейрокогнитивные функции, метод замещающего онтогенеза, дошкольный возраст.