Взаимосвязь темперамента и когнитивного развития у детей младенческого и раннего возраста
Аннотация
Цель исследования является выявление взаимосвязи темперамента и когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста
Объект: когнитивное, моторное и речевое развитие детей.
Предмет: взаимосвязь темперамента и когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Методики исследования: «Опросник поведения младенцев» - IBQ-R (Mary Rothbart) и Шкалы развития Нэнси Бэйли.
Результаты:
1. Выявлена достоверная корреляция у 10 месячных младенцев между шкалой темперамента «волевой контроль» и шкалами рецессивной и экспрессивной речи, а также шкалой мелкой моторики.
2. Выявлена достоверная отрицательная корреляция в 10 месяцев, между шкалой темперамента «негативный аффект» и шкалой экспрессивной речи.
3. Выявлена достоверная корреляция между шкалой темперамента «экстраверсия» и «волевой контроль» в 10 месяцев и шкалой экспрессивной речи в 14 месяцев.
4. В результате внутритестового анализа шкал темперамента, выявлены достоверные корреляции у младенцев в 10 месяцев. Положительная между шкалами «экстраверсия» и «волевой контроль» и отрицательная между шкалами «негативный аффект» и «волевой контроль».
5. В результате дисперсионного анализа выявлено, что уровень развития мелкой моторики и рецессивной речи у девочек в 10 месяцев, достоверно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
6. Корреляций между шкалами темперамента и когнитивным развитием выявлено не было.
Практическая значимость результатов может лежать в основе разработок программ раннего вмешательства и коррекции, а также учитываться родителями и педагогами, педиатрами, как область знания о детском развитии для эффективного взаимодействия с детьми на благо их здоровья и развития.
Объект: когнитивное, моторное и речевое развитие детей.
Предмет: взаимосвязь темперамента и когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Методики исследования: «Опросник поведения младенцев» - IBQ-R (Mary Rothbart) и Шкалы развития Нэнси Бэйли.
Результаты:
1. Выявлена достоверная корреляция у 10 месячных младенцев между шкалой темперамента «волевой контроль» и шкалами рецессивной и экспрессивной речи, а также шкалой мелкой моторики.
2. Выявлена достоверная отрицательная корреляция в 10 месяцев, между шкалой темперамента «негативный аффект» и шкалой экспрессивной речи.
3. Выявлена достоверная корреляция между шкалой темперамента «экстраверсия» и «волевой контроль» в 10 месяцев и шкалой экспрессивной речи в 14 месяцев.
4. В результате внутритестового анализа шкал темперамента, выявлены достоверные корреляции у младенцев в 10 месяцев. Положительная между шкалами «экстраверсия» и «волевой контроль» и отрицательная между шкалами «негативный аффект» и «волевой контроль».
5. В результате дисперсионного анализа выявлено, что уровень развития мелкой моторики и рецессивной речи у девочек в 10 месяцев, достоверно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
6. Корреляций между шкалами темперамента и когнитивным развитием выявлено не было.
Практическая значимость результатов может лежать в основе разработок программ раннего вмешательства и коррекции, а также учитываться родителями и педагогами, педиатрами, как область знания о детском развитии для эффективного взаимодействия с детьми на благо их здоровья и развития.