Исследование жизнестойкости лиц с нарушениями зрения
Аннотация
Цель работы – исследовать предикторы жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (НЗ).
Объектом является жизнестойкость лиц с нарушениями зрения.
Предмет – предикторы жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (оптимизм и активность, самоотношение, коинг-стратегии, саморегуляция, ценности).
Основными методами исследования выступили: Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), Шкала оптимизма и активности (Шкала AOS) (Н. Водопьянова, М. Штейн), Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), Опросник копинг-стратегий СОРЕ Ч. Карвера и др. в адаптации Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой и др. (2010), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98), Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца).
По результатам анализа полученных данных в проведённом исследовании, установлено, что жизнестойкость лиц с нарушениями зрения зависит от оптимизма, активности, самоотношения, копинг-стратегий и стиля саморегуляции поведения: низкий оптимизм (преобладание пессимизма) будет способствовать высокому уровню жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и незрячих), высокому уровню «вовлеченности», «контроля», «принятия риска» лиц с НЗ. Чем выше активность, тем выше уровень жизнестойкости незрячих (и наоборот). Адекватное или завышенное самоотношение будет способствовать высокому уровню жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (и наоборот). У слабовидящих чем ниже «поведенческий уход от проблем», тем выше уровень «жизнестойкости»; чем выше стиль саморегуляции «оценивание результатов», тем выше уровень «жизнестойкости» (и наоборот). Жизнестойкость лиц с нарушениями зрения слабо зависит от ценностей.
Полученные результаты могут стать основой для разработки психокоррекционной программы с учётом личностных и поведенческих особенностей лиц с НЗ. Перспективным направлением исследования будет изучение других личностных и поведенческих особенностей и качеств личности; родительского отношения; толерантности к неопределённости и психологической разумности в качестве предикторов, способствующих, либо препятствующих жизнестойкости лиц с НЗ на более широкой выборке, на всех ступенях образования и с учетом конкретных нарушений у людей с ОВЗ.
Объектом является жизнестойкость лиц с нарушениями зрения.
Предмет – предикторы жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (оптимизм и активность, самоотношение, коинг-стратегии, саморегуляция, ценности).
Основными методами исследования выступили: Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), Шкала оптимизма и активности (Шкала AOS) (Н. Водопьянова, М. Штейн), Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), Опросник копинг-стратегий СОРЕ Ч. Карвера и др. в адаптации Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой и др. (2010), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98), Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца).
По результатам анализа полученных данных в проведённом исследовании, установлено, что жизнестойкость лиц с нарушениями зрения зависит от оптимизма, активности, самоотношения, копинг-стратегий и стиля саморегуляции поведения: низкий оптимизм (преобладание пессимизма) будет способствовать высокому уровню жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и незрячих), высокому уровню «вовлеченности», «контроля», «принятия риска» лиц с НЗ. Чем выше активность, тем выше уровень жизнестойкости незрячих (и наоборот). Адекватное или завышенное самоотношение будет способствовать высокому уровню жизнестойкости лиц с нарушениями зрения (и наоборот). У слабовидящих чем ниже «поведенческий уход от проблем», тем выше уровень «жизнестойкости»; чем выше стиль саморегуляции «оценивание результатов», тем выше уровень «жизнестойкости» (и наоборот). Жизнестойкость лиц с нарушениями зрения слабо зависит от ценностей.
Полученные результаты могут стать основой для разработки психокоррекционной программы с учётом личностных и поведенческих особенностей лиц с НЗ. Перспективным направлением исследования будет изучение других личностных и поведенческих особенностей и качеств личности; родительского отношения; толерантности к неопределённости и психологической разумности в качестве предикторов, способствующих, либо препятствующих жизнестойкости лиц с НЗ на более широкой выборке, на всех ступенях образования и с учетом конкретных нарушений у людей с ОВЗ.