Исследование жизнестойкости подростков-мигрантов
Аннотация
Целью исследования является сравнительный анализ психологических особенностей детей из семей мигрантов и детей титульных (коренных) жителей.
Объект: дети из семей мигрантов Средней Азии и дети коренных жителей в Екатеринбурге (всего 120 подростков).
Предмет: уровень выраженности у подростков жизнестойкости, тревожности, адаптивности.
Основными методами исследования выступили методика диагностики жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева), методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса, опросник социально - психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса (адаптация Т.В. Снегиревой)
Результаты: Гипотеза 1 о том, что возможны различия показателей жизнестойкости, тревожности и адаптивности детей-мигрантов и детей-местных жителей подтверждена частично.
Мы выявили различия в жизнестойкости только по одной ее шкале – «принятие риска».
Подростки-россияне и подростки-мигранты почти не отличаются, так как мигрантам дают возможность реализовать стратегию интеграции. То есть, в России как стране пребывания создаются условия для освоении и принятии новой для мигрантов культуры, при этом сохраняется и поддерживается значимость своей культуры.
Различий в этих группах по шкалам тревожности и адаптированности не выявлено.
Гипотеза 2 о том, что у подростков-инофонов ниже показатели жизнестойкости и социально-психологической адаптации и выше – школьной тревожности, чем у подростков-мигрантов, хорошо владеющих языком страны пребывания – подтвердилась полностью.
В группах подростков-инофонов и не инофонов выявлен ряд достоверных различий
по методике С. Мадди:
• по «общей жизнестойкости» (tэмп = 2,949 при p≤0.01=2.68).
• по шкале «вовлеченность» (tэмп = 3,106 при p≤0.01=2.68).
• по шкале «контроль» (tэмп= 2,602 при p≤0.05=2,01).
по методике Б. Филлипса:
• «Общая тревожность к школе» (tэмп= 2,369 при p≤0.05=2.01).
• «Страх ситуации проверки знаний» (tэмп= 2,390 при p≤0.05=2.01).
• «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (tэмп= 2,797 при p≤0.01=2.68).
по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р.Даймонда:
• «Адаптация» (tэмп= 3.403 при p≤0.01=2.68).
• «Самопринятие» (tэмп= 2,383 при p≤0.05=2.01).
• «Принятие других» (tэмп= 2,606 при p≤0.05=2.01).
• «Эмоциональная комфортность» (tэмп= 4,024 при p≤0.01=2.68).
• «Интернальность адаптация» (tэмп= 2,508 при p≤0.05=2.01).
• «Стремление к доминированию» (tэмп= 2,722 при p≤0.01=2.68).
Корреляционный анализ показал, что факторы школьной тревожности, социально-психологической адаптации и компоненты жизнестойкости взаимосвязаны, но в разных группах эти связи представлены по-разному. Наибольшую приспособленность к своей жизненной ситуации – как и ожидалось – проявляют подростки-коренные жители. Больше трудностей в этом плане испытывают подростки-мигранты не инофоны, а еще больше – инофоны.
Объект: дети из семей мигрантов Средней Азии и дети коренных жителей в Екатеринбурге (всего 120 подростков).
Предмет: уровень выраженности у подростков жизнестойкости, тревожности, адаптивности.
Основными методами исследования выступили методика диагностики жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева), методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса, опросник социально - психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса (адаптация Т.В. Снегиревой)
Результаты: Гипотеза 1 о том, что возможны различия показателей жизнестойкости, тревожности и адаптивности детей-мигрантов и детей-местных жителей подтверждена частично.
Мы выявили различия в жизнестойкости только по одной ее шкале – «принятие риска».
Подростки-россияне и подростки-мигранты почти не отличаются, так как мигрантам дают возможность реализовать стратегию интеграции. То есть, в России как стране пребывания создаются условия для освоении и принятии новой для мигрантов культуры, при этом сохраняется и поддерживается значимость своей культуры.
Различий в этих группах по шкалам тревожности и адаптированности не выявлено.
Гипотеза 2 о том, что у подростков-инофонов ниже показатели жизнестойкости и социально-психологической адаптации и выше – школьной тревожности, чем у подростков-мигрантов, хорошо владеющих языком страны пребывания – подтвердилась полностью.
В группах подростков-инофонов и не инофонов выявлен ряд достоверных различий
по методике С. Мадди:
• по «общей жизнестойкости» (tэмп = 2,949 при p≤0.01=2.68).
• по шкале «вовлеченность» (tэмп = 3,106 при p≤0.01=2.68).
• по шкале «контроль» (tэмп= 2,602 при p≤0.05=2,01).
по методике Б. Филлипса:
• «Общая тревожность к школе» (tэмп= 2,369 при p≤0.05=2.01).
• «Страх ситуации проверки знаний» (tэмп= 2,390 при p≤0.05=2.01).
• «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (tэмп= 2,797 при p≤0.01=2.68).
по методике «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р.Даймонда:
• «Адаптация» (tэмп= 3.403 при p≤0.01=2.68).
• «Самопринятие» (tэмп= 2,383 при p≤0.05=2.01).
• «Принятие других» (tэмп= 2,606 при p≤0.05=2.01).
• «Эмоциональная комфортность» (tэмп= 4,024 при p≤0.01=2.68).
• «Интернальность адаптация» (tэмп= 2,508 при p≤0.05=2.01).
• «Стремление к доминированию» (tэмп= 2,722 при p≤0.01=2.68).
Корреляционный анализ показал, что факторы школьной тревожности, социально-психологической адаптации и компоненты жизнестойкости взаимосвязаны, но в разных группах эти связи представлены по-разному. Наибольшую приспособленность к своей жизненной ситуации – как и ожидалось – проявляют подростки-коренные жители. Больше трудностей в этом плане испытывают подростки-мигранты не инофоны, а еще больше – инофоны.