Различия в раннем нейрокогнитивном развитии у недоношенных и типично развивающихся детей
Аннотация
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В рамках данной выпускной работы проведено исследование раннего нейрокогнитивного развития, когда комплексная оценка функций у недоношенных детей в сравнении с типично развивающимися детьми позволит выявить предикторы возможных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе «Нейрокогнитивное развитие детей первого года жизни» раскрываются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в том числе: развитие когнитивных функций, речи и коммуникативных навыков и мелкой и крупной моторики; изучены основные этапы развития детей и различные периодизации их психического развития; рассмотрены ступени развития конкретных нейрокогнитивных функций в раннем развитии типично развивающихся детей.
Во второй главе «Недоношенность как фактор риска» рассматривается недоношенность как фактор риска отстающего развития, а именно описывается развитие головного мозга в онтогенезе недоношенного ребенка, его структур и связанных с ними психических функций. Так же рассмотрены особенности психического развития недоношенных детей. Результаты обработки теоретических данных подтверждают наличие положительной связи между недоношенностью и аномалиями структуры головного мозга, а также когнитивными нарушениями. Таким образом, подтверждается необходимость проведения исследований для раннего выявления и предотвращения проблем развития в данной группе риска.
В третьей главе «Экспериментальное исследование нейрокогнитивных функций у недоношенных и типично развивающихся детей первого года жизни» описываются группы выборок, используемые методы и процесс исследования, а так же результаты и их обсуждение.
Таким образом, данное исследование позволило провести комплексную диагностику недоношенных младенцев первого года жизни, что способствовало внесению вклада в понимание механизмов развития их психических функций. Значимость полученных результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в научной деятельности психолога, могут обогащать как теоретические представления ученых об особенностях развития психических функций недоношенных младенцев, так и методический инструментарий практикующего специалиста.
В рамках данной выпускной работы проведено исследование раннего нейрокогнитивного развития, когда комплексная оценка функций у недоношенных детей в сравнении с типично развивающимися детьми позволит выявить предикторы возможных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе «Нейрокогнитивное развитие детей первого года жизни» раскрываются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в том числе: развитие когнитивных функций, речи и коммуникативных навыков и мелкой и крупной моторики; изучены основные этапы развития детей и различные периодизации их психического развития; рассмотрены ступени развития конкретных нейрокогнитивных функций в раннем развитии типично развивающихся детей.
Во второй главе «Недоношенность как фактор риска» рассматривается недоношенность как фактор риска отстающего развития, а именно описывается развитие головного мозга в онтогенезе недоношенного ребенка, его структур и связанных с ними психических функций. Так же рассмотрены особенности психического развития недоношенных детей. Результаты обработки теоретических данных подтверждают наличие положительной связи между недоношенностью и аномалиями структуры головного мозга, а также когнитивными нарушениями. Таким образом, подтверждается необходимость проведения исследований для раннего выявления и предотвращения проблем развития в данной группе риска.
В третьей главе «Экспериментальное исследование нейрокогнитивных функций у недоношенных и типично развивающихся детей первого года жизни» описываются группы выборок, используемые методы и процесс исследования, а так же результаты и их обсуждение.
Таким образом, данное исследование позволило провести комплексную диагностику недоношенных младенцев первого года жизни, что способствовало внесению вклада в понимание механизмов развития их психических функций. Значимость полученных результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в научной деятельности психолога, могут обогащать как теоретические представления ученых об особенностях развития психических функций недоношенных младенцев, так и методический инструментарий практикующего специалиста.