Психосемантическое исследование воли у студентов
Аннотация
Цель работы – выявить и классифицировать индивидуальные смысловые поля в отношении понятия «воля» для студенческой выборки.
Объект – волевая сфера личности.
Предмет – смысловые поля понятия «воля».
В качестве методов исследования использованы метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и ассоциативный эксперимент. Данные обработаны с помощью методов кластерного, факторного и контент-анализа.
В ходе исследования установлено, что большинством студентов воля рассматривается как внутриличностный механизм, чуть меньшее количество воспринимает волю как прикладной аспект в достижении целей деятельности. Данные кластерного анализа, в целом, совпадают с данными ассоциативного эксперимента, что указывает на их взаимное дополнение. Вместе с тем, ассоциативный эксперимент позволил выявить более тонкие оттенки смысловых структур респондентов в отношении понятия «воля».
К выявленным особенностям семантических полей понятия «воля» относится тенденция к объединению в подгруппы в связи с внешними результатами или в связи с личностными свойствами, в первую очередь, с ответственностью. В первом случае особой темой-маркером выступает категория ассоциаций «власть», во втором – «время». Негативно окрашенные семантические поля для понятия воля встречаются редко. Общая тенденция аффективной нагруженности понятия объекта «воля» для студенческой выборки состоит в полярных эстетических оценках данного явления, противоречивом понимании силы, но в однозначном ощущении воли как активного психического механизма.
Полученные результаты помогают прояснить смысловые оттенки изучаемого понятия, служат посредником между субъективными и объективными методами изучения воли. В частности, психосемантические поля понятия «воля» являются отправной точкой для разработки новых инструментов психодиагностической оценки волевой сферы личности.
Объект – волевая сфера личности.
Предмет – смысловые поля понятия «воля».
В качестве методов исследования использованы метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и ассоциативный эксперимент. Данные обработаны с помощью методов кластерного, факторного и контент-анализа.
В ходе исследования установлено, что большинством студентов воля рассматривается как внутриличностный механизм, чуть меньшее количество воспринимает волю как прикладной аспект в достижении целей деятельности. Данные кластерного анализа, в целом, совпадают с данными ассоциативного эксперимента, что указывает на их взаимное дополнение. Вместе с тем, ассоциативный эксперимент позволил выявить более тонкие оттенки смысловых структур респондентов в отношении понятия «воля».
К выявленным особенностям семантических полей понятия «воля» относится тенденция к объединению в подгруппы в связи с внешними результатами или в связи с личностными свойствами, в первую очередь, с ответственностью. В первом случае особой темой-маркером выступает категория ассоциаций «власть», во втором – «время». Негативно окрашенные семантические поля для понятия воля встречаются редко. Общая тенденция аффективной нагруженности понятия объекта «воля» для студенческой выборки состоит в полярных эстетических оценках данного явления, противоречивом понимании силы, но в однозначном ощущении воли как активного психического механизма.
Полученные результаты помогают прояснить смысловые оттенки изучаемого понятия, служат посредником между субъективными и объективными методами изучения воли. В частности, психосемантические поля понятия «воля» являются отправной точкой для разработки новых инструментов психодиагностической оценки волевой сферы личности.