Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов

Дубинина Наталья Олеговна

Аннотация


Целью исследования является изучение характера взаимосвязи между психологическим одиночеством и адаптивностью у студентов.
Объект исследования: психологическое одиночество и адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов. Для эмпирического исследования использовались методики, такие как: Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев «Дифференциальный опросник переживания одиночества», С.Г. Корчагина «Опросник для определения вида одиночества», К. Роджерс, Р. Даймонд «Методика диагностики социально-психологической адаптации».
В результате проведенного исследования было выявлено, что преобладающими видами одиночества, в группе испытуемых, являются отчуждающее и диссациированное одиночество; показатель адаптивности для выборки находится в нормальных пределах, без отклонения в сторону низких значений; в группе обозначились 2 подгруппы психологически «одиноких» и «неодиноких» студентов.
Достоверные различия между «одинокими» и «неодинокими» студентами по характеристикам адаптивности были выявлены по всем характеристикам социально-психологической адаптации по К.Роджерсу. Их наличие подтвердило нашу гипотезу существования взаимосвязи между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности. В результате, корреляционного анализа, у «одиноких» и «неодиноких» студентов были выявлены различные корреляционные связи между общим ощущением одиночества и параметрами методики адаптивности К. Роджерса, Р. Даймонда. Эти различия в корреляционных связях в группах одиноких и неодиноких студентов, позволяют нам сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась, а именно, адаптивность личности и ее субъективное ощущение одиночества действительно взаимосвязаны, и данная связь является обратной.