Нейропсихологический и нейрофизиологический статус у детей младшего возраста с бронхиальной астмой
Аннотация
Бронхиальная астма (БА) - одно из высоко распространенных хронических мультифакторных заболеваний в детской популяции, с недостаточным пониманием патогенеза, и, как следствие, невысокой результативностью существующих методов ее лечения. Одним из перспективных направлений к исследованию БА является попытка ее объяснения в установлении связи с последствиями ранних органических поражений центральной нервной системы, нарушающих вегетативную регуляцию соматических функций. Уточнение указанных механизмов является ключевым в диагностике, профилактике и результативном лечении БА в детском возрасте у истоков заболевания. Целью настоящего исследования являлось установление особенностей психофизиологического и нейропсихологического состояния у детей в возрасте 5-7 лет с БА. Объект исследования: психофизиологический и нейропсихологический статус у детей в возрасте 5-7 лет. Предмет исследования: различия психофизиологического и нейропсихологического статуса у детей в возрасте 5-7 лет с БА и типично развивающихся детей. К задачам исследования были отнесены анализ литературы по проблеме психических нарушений у детей 5-7 лет с БА; формирование экспериментальной группы (дети 5-7 лет с БА) и контрольной группы (типично развивающиеся дети в возрасте 5-7 лет); проведение сравнительной оценки развития психофизиологического и нейропсихологического состояния у детей в возрасте 5-7 лет с БА и детей контрольной группы; Гипотеза исследования: развитие психофизиологического и нейропсихологического состояния у детей в возрасте 5-7 лет с БА характеризуется проявлениями дефицитарного онтогенеза, обусловленного резидуально-органической церебральной недостаточностью врожденного (перинатального) генеза. Важную роль в комплексной оценке нейропсихологического и нейрофизиологического статуса ребенка с бронхиальной астмой в возрасте 57 лет принадлежала клинико-анамнестическому анализу, данным психофизиологической, электрофизиологической, нейропсихологической диагностики. В результате исследования было установлено, что психофизиологический и нейропсихологический статус у детей в возрасте 57 лет с БА характеризовался признаками, свойственными резидуальноорганическому психосиндрому. Нейропсихологическая коррекция является эффективным методом восстановления психического облика и адаптационных возможностей детей с БА в дошкольном возрасте.