ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Григорьева Дарья Игоревна

Аннотация


Тема: Исследование жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи
Объект: жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями речи как психологический феномен
Предмет: психологическое содержание жизнестойкости подростков с ТНР
Цель: определить индивидуально-психологические особенности подростков с ТНР, составляющие психологическое содержание жизнестойкости.
Задачи:
1. Произвести обзор литературы по теме жизнестойкости, в том числе лиц с ОВЗ и ТНР.
2. На основании обзора выявить родственные понятия жизнестойкости, в связи с крайне редким использованием этого понятия в отношении лиц с ТНР.
3. Сформулировать критерии и условия формирования жизнестойкости подростков с ТНР.
4. Подобрать методики исследования жизнестойкости у подростков с ТНР.
5. Провести исследование жизнестойкости подростков с ТНР.
6. Провести анализ полученных результатов с применением методов математической статистики, для уточнения особенностей проявления жизнестойкости подростков с ТНР.
7. Проанализировать особенности проявления жизнестойкости у подростков с ТНР.
Объем ВКР составляет сто одну страницу и включает: введение, теоретическую и эмпирическую части, заключение, список литературы из семидесяти девяти источников.
Теоретическая глава содержит определение жизнестойкости, ее составляющие, таблицу «родственных понятий». Также в главе представлены описание подходов к пониманию жизнестойкости у лиц с ОВЗ, факторы, способствующие повышению её уровня и психолого-педагогические особенности подростков с ТНР.
Эмпирическая часть содержит результаты корреляционного и факторного анализа. Установление связи между уровнем жизнестойкости, копинг стратегиями, уровнем самооценки и притязаний, экстраверсии и нейротизма.
Актуальность данной работы обусловлена введением в общеобразовательный процесс стандарта инклюзивного образования. В связи с этим становится важным исследование готовности к преодолению неблагоприятных жизненных ситуаций при поступлении и переходе в общеобразовательные школы детей и подростков с ТНР.
Результаты данной работы могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами для разработки психокорреционных программ для подростков с ТНР, особенно в выпускных классах.