СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧАЩИХСЯ НОРМОТИПИЧНЫХ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Недопекин Сергей Алексеевич

Аннотация


Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска
эффективных методов изучения механизмов формирования смыслового чтения у детей и, в первую очередь, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная работа нацелена на помощь учителям в школах, на развитие и использование методик обучения смысловому чтению. Важными являются вопросы инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют общие особенности, связанные с нарушениями в когнитивной сфере (в нашем случае восприятие, понимание), что приводит к неуспеваемости в учебной деятельности. В наибольшей сфере страдают высшие психические функции, в том числе и смысловое восприятие текста.
Изучение смыслового чтения позволит разработать методики для
улучшения техники чтения для учащихся школ. Навык грамотного и
вдумчивого чтения весьма важен на протяжении всей жизни человека.
Учащиеся обеих школ показали хорошие результаты воспроизведения пропозиций, но работая над собой всегда можно улучшить свои навыки, особенно во области чтения. Если у читателя плохо развит навык смыслового чтения, он будет воспроизводить отдельные фразы, слова, но не общую суть текста, последовательно и логически обосновывать, после интерпретации прочитанного, свои новые знания у такого читателя не получится. Навык читательской грамотности хорошо формируется во время самостоятельно работы, а точнее каждодневного чтения книг, вдумчивого чтения, и записывания новоприобретённых знаний к уже своим имевшимся. Нельзя сказать что из четырёх пропозиций по методике анализа смыслового чтения есть самая важная или наименее важная, сами пропозиции основаны на иерархической структуре, но малый показатель воспроизведения по пропозиции 1 говорит о том, что навык вдумчивого чтения плохо развит. Что основу текста, описание мест, героев, и завязку сюжета читатель неулавливает, а следовательно и не понимает дальнейшей сути прочитанного.
Вдумчивое чтение, вычленение отдельных связующих элементов, анализ прочитанного и соотнесение со своими знаниями, все это формирует навык смыслового чтения.