Особенности использования социальных сетей как фактор индивидуальных различий в личностной аутентичности

Гутис Анна Вячеславовна

Аннотация


Проблема текущего исследования обусловлена нехваткой
и недостаточной проработанностью психологических исследований
по вопросам возможности «быть самим собой» или аутентичности в контексте условий цифровизации на примере новой социальной реальности. Для успешной адаптации в быстро меняющемся мире важно уметь находить опору внутри себя, и аутентичность может стать такой опорой.
Цель: изучить индивидуальные различия в личностной аутентичности в зависимости от специфики использования социальных сетей.
Использовалась батарея методик для измерения аутентичности – шкала аутентичности Вуда, Московская шкала аутентичности и опросник аутентичности Керниса-Голдмана. Мотивы измерялись опросником мотивов использования электронных социальных сетей. Зависимость от смартфона и от социальных сетей измерялись опросниками Шейнова. Черты личности оценивались сверхкраткой методикой Big Five. Выборку составили взрослые люди от 18 до 44 лет.
Фактор возраста имел слабую значимость для результатов.
Общая гипотеза исследования: индивидуальные различия аутентичности объясняются спецификой использования социальных сетей (мотивы и зависимость), а также зависимостью от смартфона и длительностью его использования подтвердилась, кроме параметра длительности использования. В частных гипотезах оказалось, что аутентичность связана с чертами личности; высокий уровень аутентичности напрямую сопряжен с наличием зависимости от смартфона и социальных сетей; существуют различия в мотивах использования социальных сетей в зависимости от уровня аутентичности и преобладающих ее компонентов.
Намечены планы для дальнейших исследований.