Психологические предикторы результатов онлайн-обучения

Казаковцева Екатерина Сергеевна

Аннотация


Несколько лет назад в связи с пандемией COVID-19 в образовательном процессе ВУЗов страны произошли существенные изменения. На смену некоторым дисциплинам, которые студенты осваивали в стенах университета, пришли онлайн-курсы. Таким образом, актуальность данной работы связана с необходимостью понимания, от каких индивидуально-психологических характеристик зависит успеваемость в онлайн-обучении, и недостатком данных по этой теме.
Цель работы – выявить зависимость итогового результата онлайн-обучения от таких показателей, как самоорганизация, мотивация и личностные черты.
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение, что такие характеристики, как мотивация, самоорганизация и личностные черты могут выступить в качестве предикторов успеваемости студентов при прохождении онлайн-курса.
Были использованы следующие методы: изучение и обобщение информации литературных источников и их анализ; опросники в виде гугл-формы; описательная статистика с использованием электронных таблиц Microsoft MS Excel, корреляционный и регрессионный анализ с использованием программы Statistica 13.0.
В исследовании используются следующие методики: Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой; Шкала академической успеваемости (ШАМ) Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина; Краткий опросник Большой пятерки (TIPI-RU, КОБП) С. Гослинга
в переводе А.С. Сергеевой.
Были получены следующие результаты:
– Обнаружены положительные корреляционные связи между Познавательной мотивацией, мотивацией Достижения, Саморазвития и Самоуважения, а также Добросовестностью и Итоговым баллом за онлайн-курс «Естественно-научная картина мира»;
– Выявлена отрицательная корреляционная связь между Амотивацией и Итоговым баллом за онлайн-курс «Естественно-научная картина мира»;
– Выявлена корреляция между Экстернальной мотивацией и баллом за Итоговый контроль по онлайн-курсу «Естественно-научная картина мира» по выборке весеннего семестра;
– При проведении регрессионного анализа были выявлены предикторы Итогового балла по онлайн-курсу «Естественно-научная картина мира». Так, указывается положительная зависимость результата от Интроецированной мотивации и отрицательная – от Фиксации, Экстраверсии и Эмоциональной стабильности.