Исследование отношения компонентов личностной зрелости у студентов
Аннотация
Личностная зрелость является одним из ключевых аспектов развития индивида, означая объединение многих аспектов личности: эмоциональную устойчивость, умение принимать ответственность за свои поступки, саморегуляцию и социальную ответственность. Этот процесс включает в себя способность осознавать собственные ценности и убеждения, адаптироваться
к различным ситуациям и принимать важные решения.
Период ранней взрослости является важным этапом в жизни человека, когда происходит активное становление личности, установление социальных связей и обретение профессиональных навыков. В это время человек стремится к достижению личностной зрелости, которая выражается
в способности устанавливать близкие отношения с другими, проявлять заботу о людях и брать ответственность за свою жизнь.
Сегодня все чаще говорят о проблеме инфантилизации молодежи. Многие авторы, анализирующие это явление, указывают на неосознанное продление детства, изменение условий формирования возрастной группы (позднее взросление), финансовую зависимость молодых людей от родителей, отсутствие самостоятельности и зависимость от других в принятии решений, чрезмерную импульсивность. Эта тенденция противоречит ориентации общества на приоритетное воспитание зрелой, социально активной и инициативной личности, вступающей во взрослую жизнь с новыми обязанностями и социальными ролями.
Тема изучения личностной зрелости рассматривается, прежде всего в контексте изучения молодежной проблематики. Это связано с тем, что переход от подросткового возраста к ранней взрослости совпадает с сенситивным периодом для развития личностной зрелости или диаметрально противоположных детских черт. Этот период связан с восприимчивостью
и реализацией различных возможностей развития, формированием новых форм саморегуляции и возрастающими требованиями к адаптации в усложняющемся мире взрослой жизни.
Личностная зрелость позволяет людям эффективно справляться
с жизненными трудностями. Личность взрослого человека —
это интегративная, динамичная и принципиально незавершенная система, которая развивается неравномерно и асинхронно.
Таким образом, проблема нашего исследования вытекает из наличия противоречия между фактом инфантилизации молодежи, с одной стороны,
и потребностью общества в молодежи, готовой к вступлению во взрослую жизнь, с другой.
Актуальность проблемы исследования связана с важностью изучения отношения компонентов личностного развития человека на этапе вступления в период ранней взрослости. Социальная ситуация развития в этот период активизирует личностное развитие, и центральной линией развития выступает достижение личностной зрелости. Именно она является значимым образованием для возрастного этапа молодости.
Цель: выявление особенностей отношения компонентов личностной зрелости.
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к феномену личностной зрелости
в отечественной и зарубежной литературе. Изучить теоретические основы исследования отношения компонентов личностной зрелости.
2. Описать особенности формирования личностной зрелости
в ранней взрослости.
3. Проанализировать научные работы, с целью выявления психологических параметров личностной зрелости.
4. Сравнить показатели выраженности компонентов личностной зрелости в группах с высокой и низкой ЛЗ.
5. Выявить взаимосвязь между компонентами личностной зрелости.
Объект: личностная зрелость студентов.
Предмет: особенности отношения компонентов личностной зрелости
на раннем этапе развития взрослости.
Гипотеза: в группах с высокой и низкой личностной зрелостью выраженость ее компонентов будет различаться. Чем выше уровень личностной зрелости, тем выше уровень эмоционального интеллекта, осмысленности жизни, тем выше роль мотива приобретения знаний.
В ходе работы были использованы следующие методы и методики:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. психодиагностические методики: «Уровень выраженности инфантилизма» А. А. Серегиной, «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина; «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева;
3. методы математико-статистического анализа данных: описательная и сравнительная статистика, t-критерий, корреляционный анализ Спирмена.
Данные, которые были получены в ходе исследования показывают,
что личностная зрелость студентов характеризуется следующими основными факторами: развитие эмоционально-волевой сферы, мотивация трудовой деятельности, рефлексивный компонент, удовлетворение, связанное
с обдумыванием последствий, независимость, самостоятельность, ответственность, преодоление трудностей. В заключение можно сказать, что развитие личностной зрелости учащихся данной возрастной группы носит позитивный характер.
Исходя из вышесказанного, личностная зрелость — это многофакторное образование, состоящее из таких ценностных компонентов
как: эмоциональный, мотивационный и ценностный.
Гипотеза о том, что в группах с высокой и низкой личностной зрелостью выраженость ее компонентов будет различаться была подтверждена.
Тем самым, чем выше уровень личностной зрелости, тем выше уровень эмоционального интеллекта, осмысленности жизни, тем выше роль мотива приобретения знаний.
к различным ситуациям и принимать важные решения.
Период ранней взрослости является важным этапом в жизни человека, когда происходит активное становление личности, установление социальных связей и обретение профессиональных навыков. В это время человек стремится к достижению личностной зрелости, которая выражается
в способности устанавливать близкие отношения с другими, проявлять заботу о людях и брать ответственность за свою жизнь.
Сегодня все чаще говорят о проблеме инфантилизации молодежи. Многие авторы, анализирующие это явление, указывают на неосознанное продление детства, изменение условий формирования возрастной группы (позднее взросление), финансовую зависимость молодых людей от родителей, отсутствие самостоятельности и зависимость от других в принятии решений, чрезмерную импульсивность. Эта тенденция противоречит ориентации общества на приоритетное воспитание зрелой, социально активной и инициативной личности, вступающей во взрослую жизнь с новыми обязанностями и социальными ролями.
Тема изучения личностной зрелости рассматривается, прежде всего в контексте изучения молодежной проблематики. Это связано с тем, что переход от подросткового возраста к ранней взрослости совпадает с сенситивным периодом для развития личностной зрелости или диаметрально противоположных детских черт. Этот период связан с восприимчивостью
и реализацией различных возможностей развития, формированием новых форм саморегуляции и возрастающими требованиями к адаптации в усложняющемся мире взрослой жизни.
Личностная зрелость позволяет людям эффективно справляться
с жизненными трудностями. Личность взрослого человека —
это интегративная, динамичная и принципиально незавершенная система, которая развивается неравномерно и асинхронно.
Таким образом, проблема нашего исследования вытекает из наличия противоречия между фактом инфантилизации молодежи, с одной стороны,
и потребностью общества в молодежи, готовой к вступлению во взрослую жизнь, с другой.
Актуальность проблемы исследования связана с важностью изучения отношения компонентов личностного развития человека на этапе вступления в период ранней взрослости. Социальная ситуация развития в этот период активизирует личностное развитие, и центральной линией развития выступает достижение личностной зрелости. Именно она является значимым образованием для возрастного этапа молодости.
Цель: выявление особенностей отношения компонентов личностной зрелости.
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к феномену личностной зрелости
в отечественной и зарубежной литературе. Изучить теоретические основы исследования отношения компонентов личностной зрелости.
2. Описать особенности формирования личностной зрелости
в ранней взрослости.
3. Проанализировать научные работы, с целью выявления психологических параметров личностной зрелости.
4. Сравнить показатели выраженности компонентов личностной зрелости в группах с высокой и низкой ЛЗ.
5. Выявить взаимосвязь между компонентами личностной зрелости.
Объект: личностная зрелость студентов.
Предмет: особенности отношения компонентов личностной зрелости
на раннем этапе развития взрослости.
Гипотеза: в группах с высокой и низкой личностной зрелостью выраженость ее компонентов будет различаться. Чем выше уровень личностной зрелости, тем выше уровень эмоционального интеллекта, осмысленности жизни, тем выше роль мотива приобретения знаний.
В ходе работы были использованы следующие методы и методики:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. психодиагностические методики: «Уровень выраженности инфантилизма» А. А. Серегиной, «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина; «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева;
3. методы математико-статистического анализа данных: описательная и сравнительная статистика, t-критерий, корреляционный анализ Спирмена.
Данные, которые были получены в ходе исследования показывают,
что личностная зрелость студентов характеризуется следующими основными факторами: развитие эмоционально-волевой сферы, мотивация трудовой деятельности, рефлексивный компонент, удовлетворение, связанное
с обдумыванием последствий, независимость, самостоятельность, ответственность, преодоление трудностей. В заключение можно сказать, что развитие личностной зрелости учащихся данной возрастной группы носит позитивный характер.
Исходя из вышесказанного, личностная зрелость — это многофакторное образование, состоящее из таких ценностных компонентов
как: эмоциональный, мотивационный и ценностный.
Гипотеза о том, что в группах с высокой и низкой личностной зрелостью выраженость ее компонентов будет различаться была подтверждена.
Тем самым, чем выше уровень личностной зрелости, тем выше уровень эмоционального интеллекта, осмысленности жизни, тем выше роль мотива приобретения знаний.