Взаимосвязь привязанности и переживания одиночества с психологическим благополучием студентов

Митюкова Эльмира Рашидовна

Аннотация


В настоящее время вопросы социальной адаптации, психического здоровья и психологического благополучия студентов становятся особенно актуальными из-за условий быстрого развития информационных технологий и изменений в образе жизни молодежи. Изоляция от привычной среды, а также новые социальные контакты и невозможность установления близких отношений – все это может привести к чувству одиночества, что в свою очередь может негативно сказываться на психологическом состоянии студентов, а в дальнейшем и вовсе повлиять на дальнейшую жизнь, затрагивая все сферы.
Теоретические основания исследования: представление об одиночестве таких ученых, как Д. А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Т. Мустакас, К. Боумен, Д. Рисмен, С.Л. Вербицкая, О.М. Коротеева, Е.Е. Рогова, Ю.М Черепухин, Дж. Янг и другие, концепция привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт. Взгляды на проблему психологического благополучия таких ученых, как: М. Селигман, К. Рифф, А.В. Воронина, В.А. Петровского, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева, С.А. Шапиро, П.П. Фесенко и др.
Объект исследования - психологическое благополучие студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь привязанности и переживания одиночества с психологическим благополучием у студентов.
Цель: исследование взаимосвязи привязанности и переживания одиночества с психологическим благополучием студентов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были сформулированы его задачи:
1. Изучение основных теоретических подходов к проблеме одиночества и привязанности. Проведение теоретического анализа понятия психологическое благополучие.
2. Теоретическое обоснование взаимосвязи привязанности
и переживания одиночества с психологическим благополучием студентов.
3. Подбор диагностического инструментария для исследования переживания одиночества, привязанности и психологического благополучия студентов.
4. Проведение эмпирического исследования взаимосвязи показателей привязанности, переживания одиночества с психологическим благополучием у студентов.
5. Обработка и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования.
Гипотезы:
1. существуют значимые взаимосвязи показателей привязанности и переживания одиночества у студентов;
2. существуют значимые взаимосвязи показателей переживания одиночества и психологического благополучия студентов;
3. существуют значимые взаимосвязи показателей привязанности и психологического благополучия студентов.
Методы и методики исследования:
1. теоретические методы (анализ и обобщение);
2. методы сбора данных с помощью методик: Д. А. Леонтьев,
Е. Н. Осин «Дифференциальный опросник переживания одиночества»; «Опыт близких отношений, ECR-R» (адаптация К. А. Чистопольская, О. В. Митина,
С. Н. Ениколопов, Е. Л. Николаев, Г. И. Семикин, С. А. Чубина, С. Н. Озоль, С. Э. Дровосеков); «Шкала психологического благополучия К.Рифф» (адаптация: Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина); К. Киза «Спектр психологического здоровья» (адаптация: Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.);
3. методы статистической обработки данных (описательная статистика и корреляционный анализ).