Исследование жизнестойкости семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
На сегодняшний день актуальность исследования семей, воспитывающих детей с РАС практически не вызывает сомнений. Она определяется достаточно высокой распространенностью расстройства аутистического спектра (РАС), отсутствием точных данных об этиологии и недостаточной разработанностью вопросов терапии и коррекции.
Жизнестойкость можно исследовать не только в плане возможности и успешности личностной самореализации в условиях постоянно действующих стрессогенных факторов, а также в качестве важной характеристики для семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС). Так как высокий уровень жизнестойкости родителей может быть залогом успешной адаптации, социализации и реабилитации ребенка с особенностями развития.
Цель исследования: изучение личностных характеристик родителей детей с РАС, уровня их жизнестойкости и тех факторов, которые помогают адаптироваться и сохранять физическое и психо-эмоциональное здоровье в условиях хронического стресса, вызванного спецификой расстройства аутистичного ребенка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1 Изучение феномена жизнестойкости в рамках осуществления психологической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.
2 Изучение специфики травматизации семей, воспитывающих детей с РАС
3 Сбор эмпирических данных с помощью подобранных методик и анкетирования.
4 Описание использованных в работе методик и интерпретация полученных данных.
5 Разработка рекомендаций по системы психологической поддержки родителей детей с РАС в рамках усиления такой личностной составляющей, как жизнестойкость.
Изучение личностных характеристик родителей детей с РАС, их жизнестойкости и тех факторов, которые помогают адаптироваться и сохранять физическое и психо-эмоциональное здоровье, показало, что родители, воспитывающие аутичного ребенка, обладают не высоким уровнем жизнестойкости и нуждаются в психологических мероприятиях, направленных на формирование и усиление личностных установок, обеспечивающих более эффективную адаптацию в условиях хронического стресса, связанного со спецификой расстройства ребенка. В рамках парадигмы жизнестойкости – это усиление ее компонентов – Вовлеченности, Контроля. Однако данные нашего исследования зафиксировали уровень такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», выше среднего. Что может свидетельствовать о влиянии самой стрессогенной ситуации на формирование данного компонента жизнестойкости.
Проведя исследование мы пришли к заключению, что семьи, воспитывающие ребенка с РАС нуждаются в следующих формах оказания психологической поддержи:
1. Индивидуальная или групповая психотерапия, предполагающая работу с установками, которые определяют жизнестойкость родителей.
2. Семейное консультирование (формирование жизнестойкости ребенка).
3. Тренинги: тренинг жизнестойкости.
4. Обучение родителей той или иной методике, для более успешной реабилитации ребенка.
5. Информационная поддержка, в виде лекций, семинаров и конференций.
Жизнестойкость можно исследовать не только в плане возможности и успешности личностной самореализации в условиях постоянно действующих стрессогенных факторов, а также в качестве важной характеристики для семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС). Так как высокий уровень жизнестойкости родителей может быть залогом успешной адаптации, социализации и реабилитации ребенка с особенностями развития.
Цель исследования: изучение личностных характеристик родителей детей с РАС, уровня их жизнестойкости и тех факторов, которые помогают адаптироваться и сохранять физическое и психо-эмоциональное здоровье в условиях хронического стресса, вызванного спецификой расстройства аутистичного ребенка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1 Изучение феномена жизнестойкости в рамках осуществления психологической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.
2 Изучение специфики травматизации семей, воспитывающих детей с РАС
3 Сбор эмпирических данных с помощью подобранных методик и анкетирования.
4 Описание использованных в работе методик и интерпретация полученных данных.
5 Разработка рекомендаций по системы психологической поддержки родителей детей с РАС в рамках усиления такой личностной составляющей, как жизнестойкость.
Изучение личностных характеристик родителей детей с РАС, их жизнестойкости и тех факторов, которые помогают адаптироваться и сохранять физическое и психо-эмоциональное здоровье, показало, что родители, воспитывающие аутичного ребенка, обладают не высоким уровнем жизнестойкости и нуждаются в психологических мероприятиях, направленных на формирование и усиление личностных установок, обеспечивающих более эффективную адаптацию в условиях хронического стресса, связанного со спецификой расстройства ребенка. В рамках парадигмы жизнестойкости – это усиление ее компонентов – Вовлеченности, Контроля. Однако данные нашего исследования зафиксировали уровень такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», выше среднего. Что может свидетельствовать о влиянии самой стрессогенной ситуации на формирование данного компонента жизнестойкости.
Проведя исследование мы пришли к заключению, что семьи, воспитывающие ребенка с РАС нуждаются в следующих формах оказания психологической поддержи:
1. Индивидуальная или групповая психотерапия, предполагающая работу с установками, которые определяют жизнестойкость родителей.
2. Семейное консультирование (формирование жизнестойкости ребенка).
3. Тренинги: тренинг жизнестойкости.
4. Обучение родителей той или иной методике, для более успешной реабилитации ребенка.
5. Информационная поддержка, в виде лекций, семинаров и конференций.